Когда свиньи имеют крылья (Франция-Германия-Бельгия, 2011) Сценарист и режиссёр С. Эстибаль

Длительность 98 минут

Французское название ленты «Свинья из Газы», в русских сайтах утвердился странный вариант «Перелётные свиньи». Трагикомедия, представляющая особую точку зрения на арабо-израильский конфликт. Действие развёртывается в секторе Газа, незадолго до ликвидации там еврейских поселений. Главный герой – палестинец Джафар Аббас (Сассон Габай), нищий рыбак, который влачит жалкое существование вместе с женой Фатимой (Байя Мелаль). На крыше его дома израильские солдаты установили постоянный форпост, для слежения за проходящей мимо дорогой. Уловов нет, денег нет, одни долги, но, закинув однажды сеть, главный персонаж выловил не золотую рыбку, а… живую вьетнамскую свинью, невесть как оказавшуюся в волнах. По своей доброте он не решился выкинуть незваную пришелицу за борт, чем нажил себе большую головную боль. Старый приятель, парикмахер, как истинный мусульманин, дал ему добрый совет: прикончить животное в море и спрятать «концы в воду» – даже достал для этой цели старый добрый АК-47. Но именно он же подсказал главному персонажу иную идею словами: «Говорят, что евреи-поселенцы выращивают свиней, а потом продают их русским эмигрантам за большие деньги».

Так оно и оказалось: некая Елена (Мириам Текайя), эмигрантка из России действительно занималась в еврейском (!?) поселении разведением некошерных (?) животных  и ей нужен был хряк-производитель. Несмотря на многочисленные препятствия с обеих сторон, развернулась взаимовыгодная коммерция, но    воинственные соплеменники уличили Джафара в контактах с «оккупантами», а наличие у него свиньи и вовсе поставило несчастного на грань жизни и смерти. Чтобы избежать расстрела бедняк вынужден был возвести на себя напраслину и «признаться» в подготовке теракта против поселенцев. Обрадованные экстремисты возвели рыбака в ранг смертника. Новоявленный шахид, получив два пояса со взрывчаткой на себя и на свинью, записал телеобращение и отправился на подвиг, который не желал совершать. Лишь по чистой случайности от взрыва никто особенно не пострадал, хотя Елена чуть было не погибла.По ходу развития сюжета рассыпаны штрихи, характеризующие положение на границе между еврейским государством и сектором Газа. Мы многократно видим разделительную стену, ставшую по фильму символом препятствующим развитию общения, понимания и сотрудничества. Израильские солдаты на КПП прямолинейны, не склонны к длительным беседам – всё понятно: народу много, а времени нет. Но, на крыше дома Джафара, где им приходится сидеть долго, они более склонны к общению Не случайно в сценарий включён мотив, когда один из военнослужащих, войдя в комнату и увидев на телеэкране знакомые кадры, начал обмениваться с Фатимой мнениями о бразильском сериале, который он, оказывается видел дома. Общая тема для разговора – путь к взаимопониманию разных, не настроенных дружественно людей. От обсуждения “мыльной оперы” прямой путь к диалогу на актуальные темы с непреходящей мечтой о мире. Не случайно, когда женщина покидает дом, обречённый сносу, как жильё террориста, солдат произносит ей вслед многозначительные слова: «Знаете чем закончился наш сериал? В конце они перестали ссориться и решили жить вместе. (…) Если у бразильцев получилось, почему не должно получиться у нас?». Любопытно, но по сравнению с бойцами ЦаХаЛа, палестинский пограничник, использующий любой повод для личного обогащения выглядит достаточно несимпатичным.К концу действия усиливается элемент фантасмагории. После неудачного теракта за его исполнителем гоняются обе стороны. Израильтяне ловят преступника, палестинцы – отступника, отказавшегося сподобиться геройской кончины мученика. Естественно и те и другие стремятся прикончить свинью, дабы презренное животное не оскверняло священную землю Израиля, или Палестины (такой вот неожиданный повод для совместных действий). Спасаясь от преследования Джафар, Фатима, Елена, примкнувший к ним еврейский мальчик и невредимая свинья уплывают на лодке в море. Они ссорятся, но плывут все дальше, эдакий миниковчег, населённый людьми разных национальностей. За кадром звучат слова: «Будущее похоже на эту ночь. Вместе мы заставим тучи разойтись». В финале лодка причаливает к некой благословенной земле, похожей на Израиль, которым он станет когда-нибудь, после достижения мира, и где на берегу танцуют все вместе, может быть вчерашние враги… Многозначный символ.Однако в фильме не все «работает» как положено в целенаправленной постановке. К преимуществам следует отнести великолепное исполнение роли Джафара Сассоном Габаем. Его персонаж обладает завидной жизненной силой и упорно пытается вырваться из нищеты и сложнейших ситуаций, проявляя органическое сочетание наивности и сообразительности. Недостатки ленты – её многочисленные уступки коммерческому кино явно дурного вкуса. Так, первоначально бизнес главного персонажа с Еленой начинается с того, что она требует сперму хряка для искусственного оплодотворения. Многочисленные подробности добывания искомого семени только отвлекают  съёмочный коллектив от воплощения, а зрителя от восприятия основных идей кинокартины. Явно из лент категории «Б» попал сюда эпизод в котором палестинский пограничник отобрал у Джафара бутылочку с непонятной жидкостью. Тот вынужден назвать её средством от ревматизма и тупой «погранец» выпил «лекарство», да ещё через несколько эпизодов рассказал как оно ему помогло. Перечень можно продолжить. Кстати, если бы фильм в котором свинья стала одним из центральных персонажей, снимали в Газе, съёмочный коллектив не довел бы его до конца, отправившись в мир иной. Поэтому свой Ближний Восток создатели ленты нашли в Германии. В целом, несмотря на ряд симпатичных фрагментов впечатление от ленты среднее. Для зрителей интересующихся отражением арабо-израильского конфликта в игровом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>