Фортунат (Франция, 1960) Режиссёр А. Жоффе

Длительность 115 минут

Эта лирическая драма встречается и под названием «Ноэль Фортуна». Экранизация одноимённого романа малоизвестного писателя Мишеля Брайтмана, события которого охватывают годы Второй Мировой войны. Вскоре после вступления гитлеровцев во Францию арестован за сотрудничество с подпольщиками врач Валекур. Чтобы спасти его жену Жюльетт (Мишель Морган) и двоих сыновей, организация Сопротивления переправляет их в южную, неоккупированную часть страны. Вместе с ними едет проводник, простой крестьянин Ноэль Фортуна (Бурвиль), на которого сделали фальшивые документы, как на мужа главной героини. Так лихолетье соединило двух совершенно непохожих людей.  Новоявленное семейство прибыло в Тулузу и заняло запущенную квартиру в заброшенном доме. Совместными усилиями новое жильё привели в порядок. Ноэль не только оказался на все руки мастером, но и добровольно взял на себя содержание оказавшихся без денег «родственников», взявшись копать могилы на кладбище. (Дома он сказал, что, якобы, стал садовником в большом поместье). Интересующая нас тема возникла с появлением в сюжете новых соседей Валекуров – еврейской семьи сумевшей бежать из Парижа.

Перед нами возникают закройщик Сэм Фальк (Тедди Билис), его жена Розетта (Рози Варт) и их дочь Мириам (Альбертина Саров). Положение изгоев обострилось после того, как в конце 1942 года фашисты заняли и южную часть Франции. Фальки, по вполне понятной причине, оказались фактически запертыми в своей квартире. Но Фортуна и здесь выдержал испытание став фактическим кормильцем теперь уже двух семей. Все они дружно встретили Новый 1943, ставший для них временем тяжёлых испытаний. Для начала организация Сопротивления попросила Фортуну спрятать на два дня американского летчика со сбитого самолёта. Его непринуждённость в общении с дамой вызвала ревность мнимого мужа, полюбившего Жюльетт, и он быстро спровадил гостя в другое убежище. Дальше хуже – в Тулузе начались массовые облавы на евреев. Ноэль решил спрятать «неблагонадёжных» соседей на кладбище («мёртвые, они не такие опасные, как живые»), но Фальки решили задержаться на одну ночь и были арестованы. Впечатляет фрагмент, когда Мириам, которую Жюльетт выдала за свою племянницу кидается за уходящими родителями с криком: «Мама возьми меня с собой». На экране мы их больше не увидим; скорее всего, они пополнили список жертв Холокоста (на кадре внизу Фальки слева).А далее 44-й, освобождение и… возвращение мужа Жюльетт. В финале Ноэль благородно покидает ставших ему близкими людей, отказавшись от всякой награды. Бурвиль великолепно показывает перерождение простоватого провинциала под влиянием большого чувства. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>