Эйхман (Венгрия-Великобритания, 2007) Режиссёр Р. Янг

Длительность 96 минут

Эйхман1Впервые сделанная на экране интересная попытка создать средствами игрового кино психологически достоверный образ нацистского преступника, ответственного за организацию Холокоста, за гибель 5 миллионов евреев (именно эта цифра неоднократно повторяется в сценарии), уничтоженных в многочисленных акциях и концлагерях. Фильм начинается с сообщения об аресте и доставке Эйхмана в Тель-Авив в 1961 году. Основное действие показывает ход подготовки к процессу над ним в Израиле и основывается на документах следствия. Однако, особый интерес представляет трактовка сюжета, которая изображает поединок между матёрым фашистом, и  обвинителем, капитаном Авнером Лессом (Трой Гэрити), кстати это историческое лицо и записи его голоса используются в кинокартине.  Эйхман (Томас Кречманн) внешне не чувствует себя виновным в трагедии Холокоста, ибо, по его словам всего лишь выполнял заказ гитлеровского режима и подчинялся исходящим свыше приказам. Тезисы его позиции: «Я отказываюсь брать на себя ответственность за дела по которым я не получал приказы». «Я не имел ничего общего с убийством евреев, никогда не убивал евреев, никогда не приказывал убивать их. Таков мой духовный мир». «Я никогда не был антисемитом», к тому времени уже многократно отрабатывались на различных процессах.

Все свидетельства против него преступник объяснял недобросовестностью людей дававших показания против него, их желанием переложить свою вину на чужие плечи. Эйхман2Припереть к стенке такого противника было очень сложно.Лента убедительно показывает процесс «расчеловечивания» обычного немца, который с одной стороны является примерным семьянином, любящим отцом четверых сыновей, а с другой хладнокровно подписывал приказы обрекающие миллионы евреев на уничтожение, утверждал проекты крематориев и газовых камер в лагерях смерти. Сценарий напоминает, что именно Эйхман стал инициатором использования газа «циклон Б» и душегубок для массовых убийств, а также лично присутствовал при осуществлении многих «акций». Юдофобия этого монстра была тотальной и проявлялась даже в таких «мелочах», как поддержка иерусалимского муфтия Эль Хусейни, призывавшего к уничтожению евреев Палестины. Но, его «принципы» куда-то девались когда он вступил в годы войны в связь с еврейкой или использовал для своей выгоды представителей гонимой национальности, если это «не противоречило присяге». Впрочем, когда в этих людях отпадала надобность, хладнокровно обрекал на смерть. Его злодеяниям «несть числа», но, вместе с тем (какое противоречие!), этот идейный нацист оказался не в состоянии лично убить даже одного «расово неполноценного» младенца. Во воспоминаниях главного персонажа мы видим истину, но на допросах Эйхман как уж ускользал от признания свой вины: об одних преступлениях он де не знал, а другие просто проходили не по его «транспортному» ведомству. Эйхман3Одновременно с допросами шла подготовка к открытому процессу, который должен был происходить в условиях беспристрастности и объективности. (в Израиле говорили: «Мы должны быть к нему более справедливы, чем он к нам»). Обвинению помогал штат из нескольких десятков сотрудников, разыскивавших доказательства преступлений Эйхмана и их свидетелей по всему миру. Подсудимому был выделен адвокат-немец, реально способный добиться экстрадиции подзащитного в ФРГ, а там, как известно, отсутствовала смертная казнь. О том, насколько скрупулёзно власти Израиля стремились справедливость, свидетельствует следующий факт: когда в одном из списков евреев, депортированных из Терезина в Аушвиц и подписанных Эйхманом нашли имя отца обвинителя Абрахама Лесса, это стало серьёзной проблемой. Подобный штрих в биографии государственного обвинителя со стороны евреев подрывал веру беспристрастность суда, ибо позволял говорить о нём, как о проявлении мести, сведении личных счётов. Одновременно показано под каким прессингом со стороны общественного мнения и, особенно, жертв нацизма находился не только обвинитель, но и вся его семья. Эйхман4Продуманный сценарий, четкая режиссура, убедительный дуэт главных исполнителей. Интересные находки в звуковом ряде, так, странным и страшным контрапунктом бесчеловечной деятельности Эйхмана стала звучащая в нескольких сценах музыка И-С Баха – величайшее достижение не только немецкой, но и мировой духовности. Для зрителей глубоко интересующихся темой Холокоста в кино. По этой теме можно ознакомиться с лентами другими разной художественной значимости, информация о которых имеется в каталоге: «Дом на улице Гарибальди» (1979), «Операция «Эйхман» (1961), «Человек, который захватил Эйхмана» (1996), “Операция Финал”.   

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>