Скиталец (Израиль, 2010) Сценарист и режиссёр А Сиван

Длительность 85 минут

Скиталец1Есть другой, не слишком на мой взгляд удачный, вариант перевода названия – «Бродяга». По жанру современная драма действие которой развёртывается в еврейской ортодоксальной общине Иерусалима. Молодой ешиботник (ученик религиозной школы) Исаак (Омри Фурер), единственный и взрослый сын в строго религиозной семье, не находит себя ни в религии, ни в жизни. Занятия посещает нерегулярно, в молитвах рвения не проявляет, а  большую часть времени проводит в бессмысленных шатаниях по городу. Замкнут, совершенно не умеет обращаться со сверстниками хотя не прочь выполнить их запретные желания (скажем, купить презервативы). У него проблемы со здоровьем: сначала доктора находят у юноши камни в почках, а затем расстройства в половой сфере, похоже вызванные воздержанием. Юноше делают операцию. Семья помочь отпрыску не может, ибо скована религиозными правилами.

Отец главного персонажа – Натан, в прошлом мирянин, вёл жизнь, далёкую от идеальной, пока не нашёл для себя выход в вере. До сих пор его мучают ночные кошмары и он замаливает прошлые грехи. В лучшем случае Исааку могут купить новую обувь, но ответить на элементарные вопросы почему у него нет братьев и сестёр или как мать познакомилась с отцом затрудняются.

Скиталец4

Лишь намёком зритель узнаёт о каких-то неприятностях в прошлой жизни Натана, из которых ему помогла выпутаться жена, служившая ранее в полиции. Конечно, отец понимает, что сынуля повзрослел и через свата находит ему невесту. Но, на первом же свидании, когда юноша буквально набросился с поцелуем на наречённую, и та, испуганная его агрессивностью, бежала от предполагаемого жениха. После этого, одолеваемый тягой к женщине, главный персонаж переоделся в запретную для «датишника» цивильную одежду и отправился к проституткам. Первая же встреченная им «жрица любви» погнала его прочь. Однако Исааку повезло: встретил пьяную до умопомрачения девушку, проводил до дому и там, пользуясь её беспомощностью, попросту изнасиловал. После неудачной попытки отдать себя в руки правосудия (раскаяние?) вернулся домой и вошёл в дверь, закрывшуюся за ним. Конец фильма; какова дальнейшая судьба Исаака, думайте сами. Главная идея ленты в её простом варианте – призыв к религиозным евреям уделять больше внимания половому воспитанию чад. «Датишниками» она услышана не будет, ибо у них свои взгляды на проблему.Скиталец2Зрителей, включая и автора сих строк, больше заинтересовало кинематографическое воплощение этой грустной истории. Она снята строго, в едином ключе, и, хотя её замедленный ритм требует «вживания», подана психологически убедительно. Образы персонажей воссозданы  органично и потому выглядят вполне достоверно. Особенно это касается Омри Фурера, который точно передаёт постоянную «заторможенность» своего персонажа, как следствие его внутреннего напряжения и неуверенности в себе. Диалоги рациональны, много пауз – это побуждает внимательно наблюдать за визуальной стороной кадра. Продумана работа оператора, хотя камера почти везде статична. УжеСкиталец3 в первом кадре Исаак показан в тесном проходе между двумя контейнерами, заборами (?). Надо полагать, такой ракурс показывает его зажатость в узкие рамки правил поведения из которых выхода нет ни вправо, ни влево. В дальнейшем родственные планы будут возникать неоднократно. Хорошо показана чужеродность главного персонажа в окружающей жизни. С этой точки зрения интересен фрагмент, показывающий Исаака на автобусной остановке. Он – единственный мужчина и соседство с группой молодых девушек и женщин только подчёркивает его одиночество и “зажатость”.

Фильм демонстрировался на нескольких фестивалях и получил неплохую прессу. Для любителей израильского кино. 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>