Скрипка Ротшильда (Финляндия-Франция-Швейцария- Венгрия-Эстония, 1996) Сценарий и режиссура Э. Козарински

Длительность 97 минут

Скрипка1Любопытная по содержанию лента. Её действие начинается в 1938 году, когда Дмитрий Шостакович (Сергей Маковецкий) поощрил своего талантливого ученика, еврея Вениамина Флейшмана (Дайнюс Казлаускас) написать одноактную оперу по рассказу А. Чехова “Скрипка Ротшильда” насыщенному ярко гуманистическим содержанием, опять же показанным через призму еврейской темы. Тот начал работу и в 1941 году почти её закончил. Однако началась война; Флейшман ушёл в армию и погиб  во время блокады Ленинграда. Шостакович завершил произведение, оркестровал его, но попытка поставить «Скрипку Ротшильда» в 1948 году закончилась неудачей. Запрещение спектакля исходило непосредственно от министра культуры и было связано с развёрнутой сталинским режимом антисемитской кампанией против “безродных космополитов”. Лишь после смерти всесильного диктатора опера увидела свет рампы.

 Судя по рецензиям в сценарии сильны антивоенные мотивы. Они слышны в приведённой в одном из отзывов реплике Шостаковича:Скрипка2 «Слишком много наших сограждан были убиты, и никто не знает, где они похоронены. Кто может увековечить их память? Только музыка сможет это сделать». Фильм завершается показом полной версии оперы Флейшмана (содержание рассказа А. Чехова см. предыдущую аннотацию). Вокальные партии исполнили российские певцы Сергей Лейферкус, Константин Плужников, Марина Шагуч, Илья Левинский. Сопровождал постановку Роттердамский симфонический оркестр под управлением – Геннадия Рождественского. Оценивая ленту критик Жан Мандельбаум даже сделал следующий вывод: «Скрипка Ротшильда должна считаться одним из немногих великих произведений кинематографа послевоенного периода.  Снятая во Франции аргентинским режиссёром русского происхождения, она показывает, что “космополитизм”, преследуемый в продолжение века  не пострадал».  (Le Monde). Скрипка3Однако оценить качество кинокартины рядовому зрителю до сих пор невозможно. Как туманно отмечается в интернете «из-за проблем с авторским правом фильм не выходил в широкий прокат и не выпускался ни на VHS, ни на DVD», хотя, судя по логотипу на помещённых в тексте фотографиях, он показывался по музыкальному телеканалу «mezzo» На одной из них видно, что внешне Маковецкий мало похож на Шостаковича, но может быть он впечатляет своей игрой? Материал для понимания положения евреев и судеб их творческого наследия в СССР. 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>