Маленькая поляна среди берёз (Франция-Германия-Польша, 2002) Режиссёр М. Лоридан

Длительность 91 минута

Маленкая1В русских сайтах можно встретить название «Берёзовый луг», в чём есть свой резон. Польский вариант этих слов – Бжезинка, в немецком переводе Биркенау стал названием страшного лагеря смерти. Камерная психологическая драма об уроках и последствиях Холокоста. Первый игровой фильм французской еврейки, известного режиссёра документалиста Марселин Лоридан (р 1928), в котором нашли отражение трагические воспоминания её юности. Действие начинается в конце 20-го века во Франции, куда через полстолетия после войны вернулась из Нью-Йорка старая еврейка Мириам (Анук Эме). Женщина прожила богатую событиями жизнь: была журналистом, ездила по всему миру. В Париже она присутствовала на церемонии в память об освобождении узников из фашистских концлагерей, пробудившую в ней тяжёлые воспоминания. Давно, когда ей было 15, девушку вместе с отцом депортировали в Биркенау. Он погиб, она выжила. Но судьба приготовила ей странный и многозначительный сюрприз. На лотерее, которая проводилась каждый год во время церемонии и встречи выживших представителей европейского еврейства, Мириам выиграла главный приз – поездку в Краков.

Захваченная врасплох, она поначалу, отказалась от такого дара, но затем решилась использовать предоставленный шанс и увидеть страшные места своей юности.Маленькая2Действительно, посещение Биркенау вызвало у неё бурю эмоций, ибо, в ставшем музеем и полном тишины лагере, женщина обнаружила свой бывший барак, плац и иные места где когда-то подвергалась жестокому насилию. В памяти всплыли полузабытые воспоминания от которых она тщетно пыталась избавиться многие годы. Однако на этом дело не закончилось. В концлагере главная героиня познакомилась с молодым парнем Оскаром (Аугуст Диль), старательно  фотографировавшим остатки прошлого, дабы понять какие события происходили здесь в годы войны. Поначалу Мириам увидела в юноше своего соплеменника, интересующегося Холокостом по вполне понятным причинам. Но затем, в разговоре женщина узнала, что он немец и его умерший дед был в своё время полковником СС и одним из начальников над концлагерями в Польше. Возмущению её не было границ, однако постепенно бывшая узница поняла, что между фашистами и их потомками лежат уже поколения осуждения гитлеризма и внуком палача руководит не праздное любопытство, а искреннее желание разобраться в причинах трагедии о которой он знал только из книг и фильмов. Мириам начала помогать Оскару и свидетельства живого очевидца преступлений против человечества открыли человеку иного времени новое измерение в понимании трагедии военных лет.Маленькая3 К сожалению фильм полностью оказался недоступен, но, по выложенным в интернете отрывкам, можно представить себе  уровень работы Анук Эме создавшей впечатляющий образ Мириам. По общему мнению, именно её исполнение придало кинокартине высокий класс. Лента отмечена наградой Берлинского фестиваля 2003 года. Ниже приводятся оценки французской прессы, позаимствованные из сайта www.commeaucinema.com

«Фильм находится на грани документального и художественного кино, что делает особенно впечатляющей его цель – сохранение исторической памяти» Iris Mazzacurati CinéLive

«Образ женщины столкнувшейся с жестокой памятью воплощается Анук Эме с тонкостью и проникновенностью. Этому способствует её голос и красота, проникнутые меланхолией». J.-P.L. Studio Magazine

«Скромность, достоинство и искренность этого фильма покоряют зрителя» Оlivier de Bruyn PremièreМаленькая4«75-летний режиссер проявила невероятную энергию, создавая фильм, во время неумолимого исчезновения последних свидетелей Холокоста. И возвращаясь к долгу памяти”  она стремилась насытить это абстрактное понятие конкретностью и нравственной значимостью». Libération


Маленькая поляна среди берёз (Франция-Германия-Польша, 2002) Режиссёр М. Лоридан: 5 комментариев

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>