Внутренняя грамматика (Израиль, 2010) Режиссёр Н. Бергман

Длительность 105 минут

Внутренняя1Встречается под названием «Личная грамматика». Фильм предлагает нам многократно использованный в кино сюжет – историю взросления подростка, но показан этот процесс через призму понимания прекрасного израильского автора Давида Гроссмана. Именно его повесть «Книга внутренней грамматики» (к сожалению пока не переведённая на русский язык) стала основой экранизации. Произведение, очевидно, включает себя какие-то автобиографические мотивы так как главный персонаж произведения уже в детстве пытается выразить себя на бумаге. Проза Гроссмана, яркая и психологически насыщенная (сужу по роману «С кем бы побегать») – крайне непростой материал для кинорежиссёра, но Ниру Бергману, похоже, удалось передать её пленительную ауру. Стержень сценария два года жизни (1963 – 65) подростка Аарона Кляйнфельда (Роэ Эльсберг), протекающих в самом обычном дворе иерусалимского многоквартирного дома.

Здесь постоянно сталкиваются интересы и мелкие самолюбия жильцов, но поначалу это совершенно не задевает главного героя. Он играет с друзьями Гидоном (Эден Луттенберг) и Цахи Смитанкой (Руслан Левчук), ловит с ними шпионов, думает о том, как эффектнее показать себя при поступлении в детскую организацию «Ха-шомер ха-цаир». Но за казалось бы простым сюжетом стоит многослойный подтекст начинающийся с важнейшей смысловой детали: мальчик за два года не вырос. И, если в начале фильм он не слишком-то выделяется из среды сверстников, то спустя всего пару лет его заметное отставание по всем параметрам становится объектом насмешек и подтрунивания взрослых и сверстников.Внутренняя2Для понимания сути конфликтов посмотрим на окружение подростка. Прежде всего семья. Крикливая мать Хинда (Орли Зильберсац), тянущая на себе воз домашних забот и воюющая с выживающей из ума свекровью. (Через короткое время Мамчу сплавили в дом престарелых, где её почти все забыли). Рядом отец – Мойше (Иехуда Альмагор) бывший партизан и узник концлагеря, презирающий интеллигентов – в субтитрах обзывает их тилихентами. Не обременяет себя работой, из за чего семья живёт в бедности. Отношения между родителями хорошо определяет супруга: «Любовь – это несколько мгновений за которыми следует война одного против безумства другого». Чувства уже нет, осталась привычка, необходимость вести, что называется, совместное хозяйство, растить детей, боязнь остаться в одиночестве. Рядом сестра Йохевед (Яэль Сдерски), в возрасте от 15 до 17 переживает все девические комплексы и проблемы превращения в женщину. В целом обстановка унылая в своей повседневности и чуждая Аарону. Но Гроссман не стремится красить персонажей одной чёрной краской. Тот же Моше прекрасно понимает, что его жена любит его и детей, но никто не научил её выражать это чувство и оно проявляется в постоянных приказах и нотациях. Дети такой подход не признают. Тирания взрослых, неспособность прислушиваться к их мнению раздражают Аарона и Йохевед не менее, чем редкие неумелые попытки показать понимание и только усиливают стойкое желание бежать вон из дома. Вот только куда? Ведь в школе-то настоящего контакта также нет.Внутреняя5На этом фоне особое место занимает роман Моше с одинокой и, несомненно интеллигентной еврейкой из соседнего подъезда Эдной Блум (Эвелин Каплун). Она настолько не похожа на других жильцов дома, что друзья-мальчишки подозревают в ней шпионку и проникают в её жилище. А там обилие книг, пианино, ноты и непонятная картина на стене в которой взрослый зритель без труда узнает «Гернику» Пикассо. И льется из окна профессионально исполняемая музыка Шопена и Мусоргского, приводя в крайнее раздражение всё местное население. Вот только непонятно чего в этой злости больше невежества или зависти. А женщина всерьёз увлеклась Моше и нужно видеть, как она стремиться заполучить мужчину, даже покупает его, пользуясь бедностью Кляйнфельдов и продав для этого пианино. Скорее всего она бы победила в этой борьбе за счастье, но (важный момент) именно Аарон напомнил отцу о долге перед семьёй. Тот вернулся от госпожи Блум домой, хотя отношений Моше с сыном это не улучшило.Внутреняя4Параллельно развивается и первая серьёзная влюблённость подростка, в милую соученицу Яэли (Рони Таль), которая желает стать балериной и делает какие-то успехи в танцевальном классе. Аарон подсматривает за её занятиями, представляет её себе во время похода в кино посвящает свои первые творения. И она, кажется заинтересовалась симпатичным мальчиком, но его скромность и неуверенность в себе сыграла с ним злую шутку. Он сделал поверенным своих сердечных дел и третьим в их компании лучшего друга Гидона. Напрасно мать пыталась преподать сыну урок житейского опыта и предупредить его о возможных последствиях такого союза. А ведь получилось именно так, как она говорила. Стремительно взрослеющая Яэли предпочла более рослого юношу. И это даже трудно назвать изменой дружбе, ведь Гидон оставался честным. Просто таков оказался выбор девушки. Так вот в «минуту жизни трудную» Аарон остался один. Единственного человека, который мог понять его – Йохевед – призвали в армию. Пришлось 13-летнему подростку разбираться самом с собою.Внутренняя3И возникает главный вопрос: «Почему я не расту?… Может я навсегда останусь таким. И только мои мысли будут взрослеть и взрослеть». Он пишет в тетрадке заклинание: «Железа роста – проснись» и через нос запихивает кусочек бумаги в дыхательное горло. И вот уже на полпути к смерти, то в кораблике сделанном из листа школьной тетрадки и плывущем в неведомом море, то в безжизненной пустыне. И тут и там Аарон ведёт диалог с самим собой. Его смысл: нужно сохранять воспоминания и хорошие и плохие. А самые яркие впечатления приходят из детства. И следует идти через потери, и ошибки, не теряя бесценный груз, который может быть удастся воплотить в некое произведение через 20, 30 лет. А пока главный персонаж полон непримиримого отношения к окружающим и его неосознанное стремление к самовыражению, пусть даже и с риском для жизни, уподобляет его Гудини – великому фокуснику.   

Пересказ отнюдь не исчерпывает содержания фильма, но даёт представление о его сложности. Недаром в сайтах указывается, что «Внутренняя грамматика» самый удачный фильм режиссёра. Напомним – своим успехом он обязан великолепному литературному первоисточнику. Лента является победителем Иерусалимского кинофестиваля 2010 года и была выдвинута на национальную кинопремию Офир по 12 номнинациям.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>