Восстание Иова (Венгрия, 1983) Режиссёр И. Дьендеши и Б. Кабаи

Длительность 95 минут

В российских сайтах встречается как “Мятеж Иова” и даже как «Забастовка». Оригинальная попытка увязать события Холокоста с известным библейским сюжетом. Напомним его вкратце. Иов был богатым евреем, который имел многочисленную семью и состояние. Бог наслал на него многочисленные несчастья, чтобы испытать его веру: семь его сыновей погибли, слуг убили, скот украли.  Вдобавок он сам заболел проказой. Несмотря на отчаяние и периодические сомнения,  этот персонаж из ТаНаХа сохранил чувство глубокого почитания Всевышнего и преклонения перед его волей: «Бог дал, Бог взял, да будет благословенно имя Господне». И за это смирение он удостоился награды  свыше. В фильме подобная история развёртывается в Венгрии 1943 года. В одной из деревень живёт бездетная, верующая еврейская пара Иов (Ференц Зентхе) и Роза (Хеди Тернеси). Образ главного персонажа словно списан со станиц Библии. И сходство между ними не только внешее (семеро сыновей умерли, и не осталось у них под старость лет ни помощника, ни преемника), но и внутреннее.

Перед нами человек живущий верой и такой образ еврея редкость даже для израильского кино.  Достаточно посмотреть на его отношение к молитве: он буквально растворяется в ней и в момент общения с Всевышним для него не существует ничего вне этого диалога. И, когда после его обращения на Суккот начинается дождь, простой крестьянин видит в этом и «симан тов» (добрый знак), и доказательство высшей разумности сотворённого Всевышним мира. Отсюда же его глубокая вера в неизбежность прихода Машиаха, явления которого он ждёт в годину тяжёлых испытаний. Но у Иова есть и практические проблемы: сельская лавка и аренда небольшого участка земли. Кому оставить нажитое? Здесь причина почему он решил пойти против воли Всевышнего. Несмотря на осуждение такого поступка раввином, правоверный еврей купил за двух бычков венгерского ребёнка, сироту Лацко (Габор Фехер). Внешне план еврейского фермера был прост: в эпоху фашизма он не мог оставить имущество иудею, но никто не мог помешать ему сделать наследником христианина. У замысла существовал иной глубокий и широкий смысл. Иов не считал инородцев в чём то отличными или неполноценными по сравнению с единоверцами. Он готов бесплатно писать письма на Восточный фронт или добровольно отдать семейную ценность – часы, чтобы венгерский крестьянин мог откупиться от армии. Поэтому столь прост и закономерен его ответ на вопрос “А гоя” (нееврея) зачем взял» – «Любой мальчик может быть Машиахом, и еврей и гой». Восстание3Неудивительно, что сирота поначалу проявлявший строптивость, даже попытавшийся бежать, был покорён добротой приёмного отца. Она пробила стену враждебности и Лацко стал быстро входить в непривычный для него образ жизни, схватывать суть традиционных ритуалов (шабат), праздников (Суккот, Песах) и памятных дней (Йом Кипур).  У него появилась и подружка – маленькая еврейка Ирена. Самоотверженная любовь приёмных родителей особенно проявилось в в тяжёлые дни, когда Иов и Роза выхаживали мальчика во время дифтерии. Даже хасиды были тронуты их беззаветностью и примирились с иноверцем в своей среде. О приёмных родителях и говорить не приходится. Ребёнок принёс в их дом свет и радость. Восстание1Однако исподволь проявился основной конфликт фильма, связанный с Катастрофой, ибо Холокост в Венгрии развивался по своему сценарию. В фильме показано как довольно долго евреев не уничтожали.  Да,  их выгоняли с ярмарок или пели оскорбительные песни. Лацко приходилось драться с мальчишками, обзывавшими его грязным жидом. Но самое страшное началось  весной  1944-го, когда немецкие фашисты практически оккупировали страну. Всех охватило предчувствие неотвратимой беды, хорошо показанное на экране. Лавку Иова закрыли, товары пришлось раздать.  И вот уже евреев села обязали нашить желтые звёзды арестовали, посадили на телеги и повезли в город – в финальном титре нам напоминают их скорбную участь. Лацко попытался поехать вместе с приёмными родителями, но Иов велел ему остаться. Мудрый старик велел ему ждать Машиаха. Последние кадры: одинокий ребёнок бежит не разбирая пути с криком “Машиах где ты”.

Прекрасно и очень человечно показан быт еврейской семьи, но на уровне сюжета получается, что восстание нового Иова против воли Бога закончилось в 20-м веке, как и в древности, трагически. В 1984 году фильм номинировался на «Оскар», как лучший иностранный фильм.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>