Амрика (США-ОАЭ-Канада-Кувейт-Иордания, 2009) Режиссёр Ч. Дабис

Длительность 92 минуты

АмрикаНазвание фильма – производное от искажённого Америка. Живущая в Вифлееме мать-одиночка Муна Фаррах (Нисрин Фаур) все силы вкладывает в воспитание единственного сына Фади (Мелькар Муаллем). (В аннотациях встречается утверждение, что главная героиня – христианка, однако в действии это совершенно не отражено). Подросток ходит в частную школу, имеет отличные оценки, свободно, как и мать, говорит на английском. Однако ситуация на территориях угнетает женщину: вид разделительной стены, постоянная необходимость пересекать блок-посты с готовыми прицепиться к чему угодно (!) грубыми израильскими солдатами (!!!), держит её в страхе. Неожиданно приходит разрешение на въезд в США и, после недолгих колебаний, Муна отправляется за океан, где уже 15 лет благополучно живёт в штате Иллинойс её сестра Ражда (Хиам Аббас) с мужем и тремя дочерьми. Время для переезда – 2003 год – выбрано неудачно. Американские войска как раз вторглись в Ирак и это вызвало новый подъём антиарабских настроений. К тому же на таможне вызвала подозрение и была конфискована банка с печеньем, куда Муна спрятала все сбережения, поэтому за душой у новых иммигрантов не оказалось почти ничего.

На экране достаточно реалистически (хотя с юмористическими нотками) воссоздаётся судьба арабских переселенцев в Новый свет. У Муны нет никаких шансов устроиться на работу по специальности: не помогает даже знание языка. Не то что в банк – простым бухгалтером не берут, приходится довольствоваться местом подсобной рабочей в забегаловке «Белый замок». Фади в школе также приживается с трудом, общается только с двоюродной сестрой Сальмой (Алия Шаукат) и сталкивается с недоброжелательством белых одноклассников. Проблемы в семье и у Ражды. От мужа-врача поуходили почти все больные, ибо он араб, а нужно платить ипотеку за дом. К тому же её попытка заставить дочь вести себя как положено скромной палестинке, наталкивается на сопротивление девушки – здесь Америка. В этой ситуации именно Муна находит в себе силы прийти на помощь сестре, самой же ей рассчитывать не на кого. Единственным человеком пришедшим на выручку иноземке оказался эмигрант во втором поколении, пожилой польский еврей Стэн Новацкий (Джозеф Циглер), который, похоже, симпатизирует ей и помог женщине выручить Фади, попавшего в полицейский участок за драку с обидчиком матери. Итак, по мнению авторов, свет в конце тоннеля всё же есть…

Режиссёр посвятил ленту своей семье. Её концепция просматривается достаточно чётко: «оккупация» вынуждает палестинцев уезжать с родной земли. Они тоскуют, мучаются, осуждают вторжение США в Ирак, терпят антиарабские выходки, но возвращаться – не-е-ет. Лучше так, чем в родных краях. По фильму палестинцы дружелюбны, являются носителями своеобразной культуры, ради величия которой создатели ленты готовы даже приврать. Так Муна сообщает Стэну, что именно арабы изобрели шахматы, хотя мы-то грешные привыкли считать их родиной Индию; а на Ближнем Востоке их только усовершенствовали.  Мотив хороших отношений главной героини с евреем должен подчеркнуть великодушие арабов, их открытость, даже по отношению в представителям недружественного этноса. Стремление создать положительный имидж мусульманам вступает в противоречие с огромным количеством фактов их агрессивности, желании навязать особенно странам Европы исламские традиции, но находится вполне в русле распространяемых на Западе идей толерантности. Фильм отмечен призами нескольких фестивалей, большей частью в арабских странах. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>