Последняя бабочка (Чехословакия-Франция-Великобритания, 1990) Режиссёр К. Кахиня

Длительность 108 минут

Интересный, своеобразный фильм. Сценарий написан по книге известного чешского писателя Оты Павла (1930 – 1973). Действие начинается в Париже военных лет. Известный французский мим Антуан Моро (Том Куртенэ) живёт воспоминаниями о прошлых успехах. Ныне его осмеивают коллеги и собирается бросить подружка Мишель. Раздражённый постоянными неудачами главный персонаж решается на рискованный шаг. Он включает в своё выступление номер в котором воображаемая собака протестует против фашистского приветствия. В тот же вечер его любовница гибнет и только после её смерти Антуан узнаёт, что она была еврейкой и участвовала в Сопротивлении. После унизительных и жестоких допросов в гестапо ему, гою, предлагают выехать в образцовый закрытый город, якобы, развлекать “расово неполноценных” детей. Так Моро оказывается в Терезине, но, прибыв на место назначения, ощущает за внешним благообразием и порядком постоянную тревогу в атмосфере и опасность, равно грозящую взрослым и детям. Угроза проявляется через зловещий образ «транспорта» – поезда, увозящего местных, украшенных жёлтыми звёздами жителей в лагеря уничтожения.

Скоро Антуану становится известна суть его работы. Оказывается, гитлеровцы решили допустить в Терезин инспекцию Международного Красного Креста и им нужно показать чужакам «безмятежную радость» жизни в закрытом городе. Одной из частей обмана должен стать спектакль детского театра, поставленный Антуаном. Познакомившись с воспитательницей Верой (Бриджит Фосси), Моро открывает путь спасения маленьких евреев.ПоследнийМ1  Исполнители в его спектакле будут, хотя бы на время избавлены от постоянной угрозы отправки «транспортом». И Моро включает в список нужных ему людей не только детей, но и старых музыкантов. Иногда ему приходиться проявлять при этом изобретательность. (Очень показательна история дружбы Антуана с маленькой еврейкой Стеллой (Линда Яблонска), глубоко поверившей в этого не очень складного, но доброго человека). Сюжет представления – популярная немецкая сказка «Гензель и Гретель» не вызывает подозрения у оккупантов. Как помнит читатель они попадают в дом к ведьме. Та желает их съесть, но становится жертвой собственного коварства. Однако показанная на экране пантомима не стыкуется с классическим сюжетом и, по мнению критиков, относится к числу наиболее ярких эпизодов фильма. Ряды детей в огненно-красных костюмах, размахивают руками, дабы имитировать огонь в печи ведьмы. Других детей, одетых в одежду с обязательной желтой звездой Давида, толкают в огонь. Так, через художественный образ, через его эмоциональное восприятие до гостей донесена страшная истина: «детей убивают».ПоследнийМ2Повествовательная, неторопливая манера Кахини позволила ему насытить экранное время большим количеством достоверных деталей,  показывающих непрерывный гнёт довлеющий над евреями Терезина. Вот Моро осмелившегося прогуляться вечером по улице с сигаретой в зубах избивает немецкий патруль: евреям курить запрещено. Или другой эпизод, когда женщины руками драют мостовую к приезду миссии Красного Креста. Список можно продолжить. Рецензентов поразила сцена, когда две старухи-еврейки танцуют под окарину, радуясь тому, что их не включили в список рокового эшелона. И надо всем ощущаемый везде, чуть ли не физический страх – желание каждого обитателя этого проклятого места выжить, хотя надежды на это остаётся всё меньше и меньше. Преодолеть такое состояние, решиться на любой протест, зная высокую цену за такой поступок – значит совершить подвиг. И он совершён: международная комиссия узнала правду, хотя “награда” понятна. Всех участников представления включили в состав эшелона идущего в лагерь уничтожения. Перед его отправкой, прямо на перроне, гестаповец издевательски вручает Моро его документы на отъезд, однако Антуан показывает всем свою коронную пантомиму с осмеянием Гитлера. Ему, как и все остальным, уже нечего бояться.ПоследнийМ4Несмотря на трагический финал, фильм не оставляет чувства безысходности. Об этом свидетельствует отзыв одной из зрительниц. “Большая роль в фильме отведена и созидающей силе искусства… Антуан Моро даже перед тем, как войти в тот самый страшный поезд показывает смешной трюк. Это самое хорошее, что может сделать искусство: оно позволяет увидеть мир, где нет зла, убогости, серости, это своего рода наша надежда на то, что мир может быть другим, интуитивное желание того, что нынешний мир неправильный, мир должен быть устроен по-другому. И такое желание исполняется в финале фильма. Черный эшелон отъезжает, а на экране оживают старые фотографии. Люди, потерявшие друг друга, находятся, мертвые воскресают, родители обнимают детей. В финале мы оказываемся в месте, где все связи восстанавливаются, утраты восполняются, а раны затягиваются“.Последний М3По материалам можно судить о связи и преемственности “Последней бабочки” со старым, отмеченным в этом каталоге фильмом “Долгий путь” (1948) впервые показавшем трагедию Терезина. Лента Кахини (1925 – 2004) выразительна и очень музыкальна. В ней звучат не только французские, еврейские и чешские мелодии, но и классическая музыка. Она, без сомнения, относится к числу наиболее интересных работ мастера.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>