Взгляд Одиссея (копродукция 8 стран, 1995) Режиссёр Т. Ангелопулос

Длительность 170 минут

ВзглядУ1Встречается также под названием «Взгляд Улисса», По версии журнала «Тайм» входит в сотню величайших лент 20-го века. Его автор, один из крупнейших мастеров Десятой музы Тео Ангелопулос (1935 – 2012), создатель многосложных, насыщенных символикой кинокартин. Он практически не обращался к еврейской темы, поэтому её единственное проявление заслуживает внимания. По сюжету главный герой ленты = американский режиссёр греческого происхождения, обозначенный буквой А (начальная буква алфавита или фамилии Ангелопулос). Он ищет на родине первые немые фильмы отснятые ещё в 1905 году операторами братьями Манаки и хранящимися неизвестно где. Поиски раритетов, означают для А (Харви Кейтел) самопознание и возврат к своим истокам (кстати, эпиграф гласит: «И душа, если она хочет познать самоё себя, должна заглянуть в душу”. Платон. «Диалоги»). Двигаясь на своём пути через пространство и время режиссёр перебирается из Пелопонесса на Балканы, минуя Грецию, Албанию, Болгарию, Румынию и, наконец, раздираемую войной Югославию, где жизни его и встреченных им людей могут оборваться в любой момент.

Странствия человека почти нашего времени уподобляются, тем самым, многолетнему путешествию древнего героя Одиссея, преодолевающего множество препятствий при возвращении в родной дом. Встреченные же А. по пути мужчины и женщины в той или иной степени напоминают персонажей поэмы Гомера. Все, кроме одного, появившегося в последней трети действия.ВзглядУ2Интересующие А. ролики нашлись в Сараево, но на протяжении многих десятилетий они не поддавались проявке, ибо был утрачен секрет необходимого химического состава широко известного в начале 20-го века. За это дело взялся видный эксперт, директор архива, надо полагать боснийский еврей, Иво Леви (Эрланд Йосефсон). Режиссёр приехал к нему в охваченный боями город (впечатляющие кадры разрушенных кварталов, трупов, которые никто не убирает и, как венец безумия войны, шествия умалишённых, бредущих по улице после артиллерийского обстрела). В такой обстановке, в одном из подвалов он обнаружил Леви, который остался на своём  посту ибо «должен был спасать архивы синематеки. Это наша память… Это место – моя жизнь… вся моя жизнь». В этом образе передана характерная черта многих представителей нашего этноса – сохранять и передавать духовный опыт поколений, не считаясь с трудностями, с опасностью для себя и близких.  Но, самое главное, Иво почти удалось решить труднейшую задачу проявки старых плёнок. Как сказал он сам «Я бился над этим на протяжении 6 месяцев. Я менял жидкости… снова и снова. Я засел в своей маленькой лаборатории, ночами напролет слушая плеск жидкостей. Были моменты, когда плеск жидкостей звучал как пение. Он звучал как пение… Я хорошо продвигался. Я почти справился. В формуле недоставало лишь маленькой детали… правда, совсем маленькой».ВзглядУ4Но разразилась война, отодвинувшая этот и многие иные проекты далеко в сторону. Только преклонение перед визитёром и целью его поездки («Вы проделали такой дальний путь, чтобы найти то, что считается потерянным. Вы должны обладать великой верой или же это отчаянье?») побудило Леви довести эксперименты до успешного конца. Однако радость открытия обернулась трагедией Сначала всё шло хорошо. Туманный день в Сараево скрыл город от артиллерии, от снайперов, позволил играть оркестру, выступать маленькому молодёжному театрику и даже танцевать. Но густая пелена предательски скрыла от местного населения боевиков непонятно какой группы. Наткнувшись у реки Милячки на мирных жителей, они беспощадно расстреляли их всех, включая Иво и его дочь Наоми (с которой у главного персонажа возникло взаимное притяжение). А. спасся только потому, что Леви попросил его остаться позади. Кинематографически эта сцена сделана просто великолепно. Молочно-белый туман в котором последовательно слышны звуки автомобиля, грубых голосов, выстрелов, а затем снова наступает тишина; все это в сочетании с выражением тревоги и страна на лице главного персонажа придаёт действию особую зловещесть. Евреи Леви не стали  жертвами этнических чисток, они просто случайно оказались на пути воинствующей преступной бездуховности для которой жизнь человека – ничто. Результат фильма глубоко пессимистичен. Потрясённый смертью ставших ему дорогими людей, режиссёр смотрит ролики, оказавшиеся пустыми. Похоже его Улиссу не суждено добраться к духовной родине. А в памяти остается строфа стихотворения записанная Иво на магнитофон с многозначительно недоговорённой последней строкой.ВзглядУ3“Вся жизнь моя в кольцах деревьев растущих, / вознесшихся выше вещей на земле. / Приду ли к свершению в круге грядущем? – / начать его хочется мне. / Вкруг Бога кружение я продолжал…” (перевод взят из субтитров)

Роль хранителя фильмотеки предназначалась режиссёром для знаменитого итальянского актёра Джан-Мария Волонте (1933 – 1994), умершего перед началом съёмок. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>