Длительность 85 минут
Информацию о фильме лучше всего начать с непонятно откуда появившейся, но многими сайтами растиражированной аннотации. Вот она. «
А выдают нам добротную пацифистскую драму, снятую в черно-белой ретро-гамме. Её главный герой – немецкий солдат, почти мальчишка (Йоханнес Ван-Утр) вовсе не потерялся. Его, похоже, оставил в засаде какой-то офицер, а тот с дотошностью оболваненного пропагандой подростка решил исполнять приказ. И было это не в последние дни, а зимой на 1945 год, то есть месяца за два – три до окончания войны. Ну ладно, оставим в стороне эту несообразность. Действительно, в соседних развалинах появились старик, женщина и девушка неопределённой национальности. Кроме них есть солдаты и, судя по непрерывным стиркам, обилию постельного и нательного белья, перед нами вспомогательный состав какого-то госпиталя. В пользу такого предположения говорят периодически появляющиеся раненые. Налицо совершенно мирная жизнь, которую наблюдает из своего укрытия снайпер. Безобидный, мирный характер этого быта настолько очевиден, что он не может воспринять его как угрозу для кого бы то ни было и начать убивать безоружных, не ведающих опасности людей. А милая девушка, просто и естественно ведущая себя в такой обстановке, побуждает юношу вспомнить о своём возрасте, когда только и думаешь о сверстницах другого пола. Недаром в мечтах он берёт её в плен, но не для насилия, а только для того чтобы обнять и поцеловать. Нужно ещё раз подчеркнуть: национальность девушки и её спутников для создателей фильма абсолютно неважна, так как речь идёт не о представителях конкретных этносов, не о Холокосте. Нам повествуют о гуманизме, бесчеловечности любой войны и жестокости тоталитарных режимов, превращающих в убийц, в зверей не только мужчин, но даже подростков. И в некий день такая воспитанная в человеке сущность может «выстрелить».
Драма показана нам средствами характерными для советского поэтического кинематографа полувековой давности. В перечне выразительных средств использование хроники, создающей фон воспоминаний главного персонажа. Минимум слова. Неспешный ритм. Продуманная операторская работа с живописными планами развалин, создающая определённое тревожное и грустное настроение. Музыка, сочетающая классику с русским романсом. Если принять «правила игры» режиссёра, можно войти в его эмоциональный строй и лента произведёт впечатление, хотя нечто подобное видено-перевидено ещё в дни далёкой юности. А отсутствующая еврейская тема, которая могла бы внести свои акценты в повествование здесь вовсе не нужна. Осталось непонятным кто и когда «привязал» её к фильму, вводя в заблуждение зрителя.