Затерявшиеся в Йонкерсе (США, 1993) Режиссёр М. Кулидж

Длительность 114 минут

Затерявшиеся1Вариант перевода названия «Затерянные в Йонкерсе». Экранизация одномённой пьесы Нила Саймона (р 1927). Её действие развёртывается в Штатах в 1942 году. В небогатом еврейском семействе Курниц трагедия. Умерла жена и мать двоих детей Эвелина, оставив овдовевшему супругу долг в 9.000$ за своё лечение. Эдди срочно устроился на приличную должность коммивояжера, позволявшую за год ликвидировать это бремя. Но его обязанности связаны с непрерывными разъездами и он должен куда-то пристроить сыновей Яакова (Джея) и Артура (Арти). Единственное возможное место – дом его матери – пожилой женщины с крайне тяжёлым характером с которой он не общался несколько лет. Папа везёт мальчиков в Йонкерс, где бабушка с большой неохотой принимает внуков, при условии, что они будут помогать в её кондитерской. Так два паренька казываются в непривычной для них новой обстановке. Им приходится иметь дело с малознакомыми родственниками: излишне непосредственнной тётей Беллой (Мерседес Руэл), с её братом Луи (Ричард Дрейфус) и  с ещё одной тётей – Гертой которая не выговаривает половину букв алфавита.

Прекрасный психолог и знаток родной для него среды Нил Саймон обстоятельно показывает провинциальный быт американского городка, постепенно подводя нас к основному конфликту пьесы. Бабушка, немецкая еврейка, показана главной опорой дома – олицетворением долга. Скорее всего, детей поднимала одна – о муже мы не услышим ни слова. Все понимающая и замечающая, на первый взгляд лишённая человеческих слабостей, она выглядит в глазах близких жестоким диктатором. Недаром все они, независимо от возраста боятся старуху, не получившую в сценарии имени; её так и зовут на протяжении всего фильма «грандма». Только во второй половине действия мы узнаём, с каким трудом она преодолела трудности адаптации в Америке.  Постоянное стремление завоевать стабильное место в новом для неё обществе заставило её стиснуть зубы и тяжёлым трудом добиваться достатка. Её девиз «Надо быть сильным». (Подобную жизненную позицию мы уже видели в образе Элии Хелфгота – главы семьи евреев-переселенцев в Австралии в великолепном фильме «Блеск» (см каталог)). Поэтому бабушка сознательно была беспощадно требовательной к своим чадам. Такие методы воспитания при недостатке любви и просто общения дали обратный результат.  Вместо покорности формировалось неприятие. Дети невзлюбили тяжёлую атмосферу дома и вырвавшись на волю не стремились возвращаться назад. Теперь эту давящую обстановку почувствовали уже и внуки, увидев, что даже с Беллой, единственной дочерью жившей с матерью под одной крышей у неё не было общего языка.Затерявшиеся2Из Курницов наиболее колоритно выписаны и исполнены двое: Луи (Ричард Дрейфус) и Белла (Мерседес Руэл). В прошлом проказливый мальчишка, этот мужчина не нашёл своего места в жизни и продолжает катиться по ней от одной аферы к другой. Ныне за ним гонятся мафиози у которых он украл деньги и ему угрожает смертельная опасность от которой он укрылся в родительском доме. Луи называет мать «железной бабой», однако понимает, что её внешняя черствость, обострённое чувство долга – результат тяжёлой борьбы за выживание. В то же время он по-своемуЗатерявшиеся3 добродушен, возится с племянниками и даёт им непосредственное общение которого так не хватает всем обитателям «холодного дома». Поэтому мальчишки поддерживают его а Джей с риском для жизни помогает удрать от преследователей. Ещё более интересна Белла. З6-летний ребёнок с непосредственностью маленькой девочки и с желаниями взрослой женщины. Именно конфликт между нею и матерью раскрывает конфликт поколений в пьесе: в данном случае суровая мать беспощадным контролем подавила личность дочери и лишила её возможности повзрослеть. Сцена их объяснения сыграна на очень высоком эмоциональном уровне. Произведённое этим фрагментом глубокое впечатление побуждает заново переоценить отношение к фильму. Закономерным выглядит финал в котором Белла пусть с опозданием, но вырывается на свободу. Я не очень хорошо знаю творчество Мерседес Руэл, но это лучшая из её ролей виденных мною.Затерявшиеся4При всё том, фильм далёк от совершенства. Похоже Марта Кулидж либо оказалась в плену у литературного текста, либо не смогла преодолеть традиции сценического воплощения пьесы. Её работа напоминает спектакль. Всю первую половину ленты отличает недостаток динамики, который не могут скрасить многочисленные блестки юмора рассыпанные Саймоном в своём творении. Не слишком интересна бабушка (Ирена Ворт) актерски сильно проигрывающая и Дрейфусу и Руэл. А ведь при другом воплощении роли трагедия этой старой женщины смотрелась бы иначе и могла бы более полно выразить смысл произведения. Еврейские мотивы на экране проходят неярко, но заметно. Они проявляются в частых репликах бабушки так и не избавившейся за несколько десятков лет жизни за океаном от немецко-идишского акцента. Можно отметить пару иных интересных моментов. В одном из фрагментов, когда Джей размышляет о возможности получения их отцом Эдди наследства от дяди в Польше, Арти замечает: «Ты думаешь, что немцы позволят одному еврею в Польше отправить девять тысяч долларов какому-то еврею в Алабаме?» Наш зритель печально улыбнётся, ибо воспоминание о Холокосте окрасит эту реплику в чёрный цвет. В другом месте, когда тот же Арти жалуется на жестокое обращение с ним стороны бабушки, она сообщает ему, что если бы он рос в Германии, то давно бы уже был мертв. Это лишний раз показывает её непреклонность, хотя в целом старушка представлена одновременно тираном и жертвой. В целом, неплохая работа. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в американских фильмах и просто для любителей хорошего кино.

Затерявшиеся в Йонкерсе (США, 1993) Режиссёр М. Кулидж: 3 комментария

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>