Лиса в курятнике (Израиль, 1978) Сценарист и режиссёр Э. Кишон

Длительность 91 минута

ЛисавК1Последний и, по мнению критиков, наиболее глубокий по замыслу фильм Эфраима Кишона (1925 – 2005) – экранизация одной из его книг. В нём критика израильской бюрократии сочетаются с размышлениями автора о природе власти. Центральный персонаж – политик Амиц Дольникер (Шайке Офир) главные черты которого самолюбование и демагогия, получил инфаркт во время одной из своих речей. После этого врач посоветовал ему отправиться в «какое-то тихое, спокойное место, и не заниматься там публичными выступлениями». Так как «слуга народа» дал обет никогда не покидать Израиль, он решил поехать в глухой уголок и там приложить к делу свои великие таланты организатора и вдохновителя. И вот Амиц оказался в отдалённом поселении Эйн Камоним – Тминный источник где фермеры, в прошлом выходцы из Русинских лесов и Северной Венгрии мирно занимались сельским хозяйством, где не было водопровода и электричества. Но поэтому же там отсутствовало радио, телефон, телевидение, утренние газеты и (самое страшное!) никто даже не слышал о «великом» Дольникере. Единственная угроза – опасность селевых потоков в сезон дождей. Однако крестьяне воздвигли земляную дамбу, которая защищает их от стихии. Политик понял, что его долг расшевелить эту дремучую провинцию и организовать её по современному. 

Но (ещё одна беда) местные жители совершенно привыкли к своему идиллическому существованию и не желали слышать о какой-либо власти. Никто из них даже не изъявлял желания стать старостой, ибо они видели в подобной деятельности только неприятности. Тогда приезжий политик начал внедрять свои планы исподволь. В первую очередь Дольникер приобрел лошадь с коляской и передал их в бесплатное пользование местному хромому парикмахеру, объявив его “де-факто” главой деревни. Тот поначалу тяготился своим положением, но только до тех пор, пока не понял, что власть кроме обязанностей таит в себе немалые выгоды. У него появилось стремление расширять свои полномочия.  Это возмутило других односельчан (особенно лысого сапожника), которые сочли себя более достойными кандидатами на пост старосты с бесплатными лошадью и тележкой. Обрадованный «пробуждением» медвежьего угла Дольникер, предложил провести выборы и определить лидера. Описание организации в деревне “демократии” является беспощадной критикой демагогии, превращающих крестьян в толпу. Развернувшаяся борьба не имела никакого сходства с упорядоченным политическим процессом, ибо жители разбились на несколько лагерей, начались интриги, подсиживания… Пошло разорение хозяйства.  Крестьяне настолько увлеклись политикой, что забыли о ремонте плотины, и деревню снесло селевым потоком. Символический финал – предупреждение всему израильскому обществу. Однако, Дульникеру и его верному секретарю (бюрократия вечна) удалось спастись на трёхдверном шкафу, который поплыл в сторону Тель-Авива. 

В отличие от других фильмов Кишона, «Лиса…» не пользовалась успехом. Зрители уже в нашем столетии отмечают в откликах: «В процессе переноса книги на экран нечто было потеряно. Трудно сказать что, но чего-то не хватает». Книга «Лиса в курятнике» переведена на русский (2002) и её можно найти быстрее фильма. (Аннотация написана по различным источникам. Автор текста фильма не видел).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>