Тахара (Израиль, 2004) Режиссёр Д. Эран

Длительность 86 минут

Составитель каталога предпочёл оставить название этой ленты без перевода, ибо тахара или тахарат в исламе – обряд очищения женщин. В интернете встречается англоязычный вариант «God’s Sandbox» («Песочница Господа»), совершенно не отражающий основных идей фильма. По содержанию перед нами жестокая мелодрама не тему столкновения молодой еврейки с традиционным восточным образом жизни. Основная часть действия обрамлена сюжетом о некоей успешной писательнице Лиз (Разия Исраэли), приехавшей на Синай вследом за мятежной дочерью Рахель (Орли Перл). Попытки мамы вернуть чадо к благам цивилизации наталкиваются на сопротивление. Девушка утверждает, что устала от суеты урбанизированной жизни, не хочет возвращаться в большой мир и на этой почве у них происходят постоянные конфликты.  Бедуин Мустафа (Сами Самир), впервые увидевший настоящую писательницу предлагает ей выслушать, как он сказал, рождённую пустыней историю любви, произошедшую, когда он был ещё мальчиком. Тогда в его мир пришли странные люди разных национальностей – «хиппи», решившие отвергнуть западную жизнь. Среди них была девушка, сохранившаяся в памяти рассказчика под именем Лейла (Мейтал Дохан).

Неистовое влечение возникло между Лейлой и старшим сыном шейха племени бедуинов Наджимом (Джулиано Мер-Хамис). Молодые быстро стали любовниками, юноша увёз в пустыню чужестранку и решил сделать её второй женой. Однако суровый папа проклял сына за нарушение традиций, лишил его наследства и изгнал из племени. Влюблённая пара скиталась по родственным бедуинским кланам или жила в пустыне. Именно во время этих перемещений Лейла оказалась невольной свидетельницей обряда тахара. В его показе присутствует спорный момент. По многочисленным источникам исламских сайтов эта вполне мирная процедура включает в себя омовение женщины после месячных, способствующее восстановлению ритуальной чистоты. В фильме же нам показывают нечто напоминающее дефлорацию или иную обработку половых органов молодой бедуинки, то есть операцию связанную с насилием, болью, кровью и криками. Единственное объяснение происходящему – невнятный жест девочки, обозначающий не то разрезание, не то ещё какое-нибудь грубое вмешательство. У Лейлы подобная картина вызывает отвращение и Наджиму приходится увещевать её, говоря, что без такого обряда ни один мужчина (бедуин, надо полагать) не возьмёт девушку замуж.В продолжение сюжета папа-вождь, не потерявший надежды вернуть домой блудного сына, подсылает к нему в пустыню хитрого соплеменника Абу-Саида. Тот сначала подбросил молодой женщине змею, а когда она до смерти перепугалась и полностью утратила контроль над собой, заявил, что в неё вселился злой дух и ей надо срочно пройти тахарат. Любящий Наджим согласился с этим предложением. Но каким было для чужеземки очищение и было ли оно остаётся загадкой. Почему колдующая над ней знахарка сопровождает мучения  бедной женщины словами: «Пришла делать нам проблемы? Ты плохо кончишь… Ты соблазнила сына шейха только белизной своих волос…» Пережившая испытания Лейла, убивает возлюбленного, а потом сбегает от него «в родные пенаты». К этому моменту действия зритель уже понимает: Лиз и Лейла одно и то же лицо, а Рахель, вероятнее всего, дочь Наджима. В финале выясняется, что сын вождя выжил после покушения, но потерял рассудок и память. Поэтому главной героине не остаётся ничего другого, как посмотрев на бывшего возлюбленного покинуть пустыню. В финале мы видим следующие титры: «130.000.000 женщин по сей день. 3.000.000 женщин каждый год. 8.000 женщин каждый день переносят издевательства над своим телом ради традиций». Вывод: фильм конечно вполне гуманистический, но содержание ленты раскрывает намеченную в нём коллизию лишь косвенно, так как европейка или еврейка Лиз-Лейла не более чем случайная жертва чуждых ей религии и обрядов.Тахара12В художественном отношении лента ничего особенного не представляет. Важным элементом сюжета является эротика. Критики отметили также красивые пейзажные съёмки Синая и уверенный профессионализм исполнительницы главной женской роли Мейтал Дохан. Она была номинирована на приз Израильской киноакадемии. Для любителей израильского кино

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>