Люди монументов (США-Германия, 2014) Режиссёр Д. Клуни

Длительность 118 минут

ЛюдиМ1Принятое в России название «Охотники за сокровищами». Фильм основан на реальных событиях, его сценарий сделан по малоизвестной у нас книге Роберта М. Эдселя. По сюжету профессор Фрэнк Стокс (Джордж Клуни) ещё в 1943 году убедил президента Рузвельта в необходимости организации спасения шедевров европейского искусства. Гитлеровцы вывозили их из завоёванных стран Европы в Третий рейх и грозили уничтожить в случае поражения своего режима. После этой встречи в США создали группу из крупных знатоков культуры. В их число попал молодой гамбургский еврей, внук крупного искусствоведа, Сэм Эпштейн (Димитрий Леонидас). Его родители сумели выехать из Германии в 1938 году, а дед бесследно исчез в Дахау. Американцам очень помог не только безукоризненный немецкий, но и сообразительность юноши. Высадившись в Нормандии вскоре после открытия второго фронта, «охотники» начали искать следы награбленных фашистами ценностей. Естественно, им пришлось идти в первых рядах наступавших войск и даже обгонять их. В столкновениях с нацистами погибли двое членов группы. Но оставшиеся в живых продолжали работу, опираясь на помощь участников Сопротивления и преодолевая равнодушие или даже противодействие  немецкого населения.

Интересующая нас тема пробивается в фильме исподволь. Ни для кого не секрет, что евреи составляли значительную часть крупных коллекционеров в континентальной Европе. Как отмечается в одном из эпизодов, расовая политика
ЛюдиМ3нацистов поставила их жертвы вне закона. Принадлежащее им имущество беспощадно конфисковывалось, а всё ценное из их художественных собраний вывозилось в рейх. Вот один из помощников Стокса Джеймс Грейнджер (Мэтт Дэймон) попадает в огромный склад, битком забитый хорошей мебелью, утварью, полотнами. «Что это такое?» спрашивает он у сопровождающей его участницы французского Сопротивления Клер Симон (Кейт Бланшетт). «Жизни людей» – отвечает она. «Каких людей?» – недоумевает американец. Звучит короткая реплика: «Вы еврей?» и эти два слова просто и страшно объясняют смысл увиденного. Надеясь на нечто положительное Грейнджер берёт одну из картин и отправляется по указанному на ней (немецкая аккуратность) адресу. Его встречает пустая квартира на стене которой намалёвано «
Jude». «Они никогда не вернуться» – роняет пришедшая с ним Клер.ЛюдиМ4Ещё фрагмент. Уже в Германии члены группы Ричард Кэмпбелл (Билл Мюррей) и Престон Савиц (Боб Балабан), познакомившись с местным дантистом и  посетили дом его сына, бывшего фашистского офицера вроде бы не возражающего помочь в розысках похищенных сокровищ. (Именно эта сцена на фото выше). Ну как же! Ведь он понимает толк в живописи и даже учился до войны в Париже. Чистота, порядок, двое деток играют в комнате. На стенах висят произведения импрессионистов Ренуара, Сезанна… «Это копии» – говорит хозяин. «Отличные копии» – отвечает Савиц и отправляется посмотреть их поближе под откровенно встревоженным взглядом бывшего вояки. Через несколько минут разговора он подходит в столу и далее следует такой диалог: Престон «Вы знаете коллекционера Ротшильда?» Немец: «А он француз?» Престон «Еврей». Немец: «Нет я не знаю его». Престон: «На обратной стороне (картин) написано Ротшильд». Крыть нечем. Ироническая реплика Савица «Хайль Гитлер», вызывает неожиданный отклик и салют. Не у взрослых, а у детей, которые не забыли «науку» верноподданности коричневой эпохи и которых ещё не научили скрывать свои чувства. Зрителю всё ясно. Перед нами убеждённый нацист, мелкий мародёр, подобравший  крохи из того, что осталось после акул типа Гитлера и Геринга эшелонами вывозивших шедевры из завоёванных стран.ЛюдиМ2Как гласит финальный текст было спасено около 5.000.000 произведений западного искусства, миллионы книг, тысячи свитков и изданий Торы. (в нескольких кадрах последних эпизодов показан Эпштейн вернувший один из свитков в синагогу). Однако воссоздание этой великой эпопеи на экране вызывает много нареканий чисто кинематографического свойства. Недостатки начинаются уже со сценария, где не выписан ни один из главных персонажей. Невыразительна режиссура знаменитого исполнителя Джорджа Клуни, в которой, наряду с немногочисленными интересными фрагментами, утомляют информативные эпизоды не несущие эмоциональной нагрузки.  Не спасает положение и ансамбль блестящих актёров, которые старались в меру таланта, но так и не смогли полностью «оживить» своих симпатичных героев. Поэтому сделанная с голливудским размахом лента не вызывает пламенных эмоций; Тем не менее, она собрала хорошую кассу во многих странах Европы. Для составителя каталога она представляет возможность взглянуть на еврейскую тему с малоосвещённой стороны.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>