Наши матери, наши отцы (минисериал, Германия, 2013) Режиссёр Ф. Кадельбах

Длительность 270 минут (3 х 90 минут)

НашиМ1В англоязычных странах шел под названием «Поколение войны». Серьёзная антивоенная драма с рельефно прочерченной еврейской темой. В центре трёхсерийного повествования история пятерых обычных немцев, пятерых друзей, чья юность пришлась на трагические годы. Они собрались на встречу в мае 41-го.  Братья Винтеры Вильгельм (Фолькер Брух) и Фридхейм (Том Шиллинг), отправлявшиеся в армию на восток. Первый из них – убеждённый вояка, лейтенант. Второй – сугубо мирный человек, смутно представляющий своё место на поле боя, но поддавшийся призывам гитлеровской пропаганды. Влюблённая в Вильгельма Чарли – Шарлотта (Мириам Штайн) закончила курсы медсестёр и ожидала назначения в полевой госпиталь. Миловидная Грета Мюллер (Катарина Шюттлер), мечтала о славе певицы. Наиболее сложное положение у Виктора Гольдштейна (Людвиг Трепте). Юноша – выходец из ассимилированной семьи, считающей себя больше немцами, чем евреями. Его отец – ветеран Первой Мировой имел свой бизнес, разгромленный во время Хрустальной ночи (1938). Теперь он портной-надомник, но по прежнему готов дисциплинированно выполнять все приказы властей. Весёлая компания запечатлевшая себя на фото, слушала запрещённый негритянский свинг и скрыла Виктора от заявившихся эсэсовцев.

Но, одновременно, она пропитана дурманом гитлеровской пропаганды. Друзья искренне считали, что война выявляет в человеке лучшие качества, надеялись на скорую победу вермахта в блицкриге  и встречу дома перед новым 1942 годом.НашиМ2Уже события первой серии «Другое время» развеяли все иллюзии друзей. Им приходится сражаться, убивать, проявлять жестокость и быть свидетелями беспощадных расправ. Так, в одном из захваченных городков отряд украинских полицаев с «жёлто-блакитными» повязками на рукавах под командованием эсэсовца Химера безжалостно выгоняет из домов евреев и тащит их на расстрел. Возмущённые Винтеры пытаются спасти хотя бы одну девочку, но немецкий офицер Химер сначала угощает её конфеткой, а затем убивает прямо на глазах у потрясённых братьев. Позднее он объясняет свой поступок необходимостью постоянной борьбы с «коварством еврейской крови за чистоту нашей расы».НашиМ3 Шарлотта самоотверженно трудится в полевом госпитале, куда поступает огромное количество раненых, а квалифицированного медперсонала не хватает. Дабы выйти из положения на работу принимают помощницу из местного населения, знающую немецкий язык. Через какое-то время выясняется, что Лилия (Кристиана Пауль) – еврейка. Одурманенная националистической пропагандой Шарлотта её выдаёт, женщину арестовывают. В Берлине Грета становится любовницей высокопоставленного гестаповца Дорна, пообещавшего сделать её звездой эстрады. Сохранив хорошие отношения с Виктором, она добивается у своего покровителя заграничного паспорта для друга. Дорн передаёт ей требуемый документ. Конец серии показывает нам начало 1942 года и провал блицкрига.НашиМ6Вторая серия «Другая война». Май 1943 года. Братья Винтеры прошли науку жестокости «ты убиваешь, чтобы не убили тебя». Их печальный опыт привёл к выводу: война развязывает в немцах самые низменные чувства «Не надо пытаться на войне оставаться человеком». Их часть находится под Орлом, готовясь к решающему стражению против Красной Армии.  Среди пациентов Шарлотты солдат полка участвовавшего в массовых расстрелах евреев на оккупированных территориях. Узнав о страшной участи несчастных, девушка впервые понимает какую подлость она совершила, выдав Лилию. С этого времени её терзает чувство вины: «Всё, оказывается, не так, как мы думали». Грета, носящая к этому времени экзотический псевдоним Дель Торрес отправляется на Восточный фронт выступать перед немецкими солдатами.НашиМ8Накануне отъезда она навестила квартиру Гольдштейнов, но открывшая дверь раздражённая немка заявила ей: «Берлин теперь свободен от евреев. Они даже квартиру за собой не  убрали, грязный сброд. Ладно, хоть мебель у них была приличная» Перед началом Курской битвы четверо друзей (из пяти) встретились после концерта знаменитой подруги. Затем судьба разметала Винтеров. Вильгельм был тяжело контужен, сочтён убитым. Фридхельм попал к госпиталь с тяжёлым ранением и сообщил Шарлотте о гибели брата. Но это не соответствовало действительности. В полубеспамятстве Вильгельм покинул поле боя и добрел до заброшенной избушки, где был задержан немецким патрулём. Его сочли дезертиром, разжаловали и приговорили к расстрелу. Чувство безысходности, намеченное в предыдущей серии усиливается.НашиМ5Третья серия «Другая страна». 1944 год. Господствующие настроения на фронте и в тылу Германии – ощущение проигранной войны и полная обречённость. Воюют из страха и по инерции послушания вбитого десятилетиями подчинения  дисциплины.  Смертный приговор Вильгельму заменили штрафбатом. Фельдфебель из старослужащих, довольный возможностью показать свою власть над бывшим офицером, унижает Винтера при каждом удобном случае. Его брат Фридхельм спас эсэсовца Химера (руководившего в первой серии уничтожением евреев) и тот отблагодарил его на свой лад – сделал приближённым и заставил выполнять самые жестокие приказы, к примеру вешать крестьян. Шарлотта продолжала работать медсестрой, но тайком растравляла раны пациентов, помогая им как можно дольше задержаться в больницах. Случайная встреча с Вильгельмом не доставила ей радости, так как она уже несколько месяцев была любовницей главного врача госпиталя и тот питал к ней нежные чувства. В феврале 1945-го, когда отступавшие немецкие части бросили раненных, она, вместе с подругой остались с ними. Ворвавшиеся красноармейцы добили беспомощных противников, а затем изнасиловали медсестёр. Главную героиню спасла от гибели советская женщина-офицер и определила на работу теперь уже в госпиталь победителей. Назойливую и надоевшую любовницу Грету Дорн запрятал в тюрьму за неосторожное высказывание о войне и Гитлере. Через несколько месяцев он потребовал от неё подписать бумагу о том, как он помогал её «еврейскому другу». Женщина отказалась это сделать и в апреле 45-го была расстреляна «за паникёрство и пораженческие взгляды». НашиМ7Особая история в фильме у еврея Виктора Гольдштейна. По дороге на вокзал с переданным ему через Грету загранпаспортом юношу арестовали. Дорн обманул любовницу; вместо Америки её друг попал в концлагерь Маутхаузен. Через полтора года его отправили в Освенцим. Во время этапа ему и польке Алине Бигай (Алина Левшин) удалось выбраться из эшелона смерти и, после нескольких дней скитаний беглецы нашли приют у польских крестьян. Оттуда их путь пролёг в партизанский отряд Армии Крайовой, где Виктора приняли за немца-антифашиста. Так как командир «лесных братьев» оказался не только правым националистом, но и ярым антисемитом («Никаких евреев. Евреев мы топим как котят»), пришелец благоразумно молчал о своём происхождении. Однако оно дало о себе знать, когда отряд захватил поезд с вооружением и заключёнными женщинами. Винтовки, понятное дело, забрали, но на вопрос Виктора: «А что с ними (узницами) делать?» последовал ответ: «большинство из них – евреи. Это ещё хуже, чем русские или коммунисты. Хороший еврей – мёртвый еврей» Дальнейший диалог. «Мы что оставим их там умирать»? «Да». Гольдштейн не выдержал и открыл вагоны с обречёнными. За этот поступок командир изгнал его из отряда (повезло, мог бы и убить!). Сам того не зная, он дважды спас юноше жизнь, ибо спустя считанные минуты крупные силы гитлеровцев уничтожили партизан.НашиМ9Фильм достаточно четко проводит разницу между – простыми немцами и убеждёнными нацистами. Все главные герои относятся к первому абсолютному большинству, оказавшемуся жертвами и заложниками фанатиков. Именно последние: гестаповец  Дорн, эсэсовец Химер, командир штрафбата – винтики жестокого режима. Каждый из них на свой лад «расчеловечивал» людей и преврашал их в зомби, готовых совершить любое злодеяние. Как считают создатели ленты, вырваться из этого порочного круга можно было только уничтожив носителей зла. Так поступают братья Винтеры, которые убивают своих начальников. При этом младший делает это для спасения встреченного им в этот момент еврея и друга Виктора. Особенно трагична в подобной ситуации судьба Фридхельма. Война не только сделала этого интеллигентного юношу убийцей, она разрушила его личность. Выход из настигшего его духовного кризиса, чувства вины он видит только в смерти и в последний день войны один идёт в безнадёжную атаку против отряда советских солдат. В эпилоге мы видим разрушенный Берлин лета 1945 года. Измученные и опустошённые, потерявшие веру, встречаются там Вильгельм, Шарлотта и Виктор. Они пьют в память о погибших Грете и Фридхейме. Нужно жить дальше, но что же они передадут своим детям…НашиМ4Пацифистскую идею о том, как война пробуждает всё худшее в людях и ведёт к деградации нравственности создатели фильма справедливо распространили и на противников фашизма. На экране польские партизаны – откровенные антисемиты, которым крестьяне соглашаются давать продовольствие только после ответа на вопрос: а есть ли у вас евреи. Неудивительно, что ряд организаций в современной Польше потребовали запретить показ ленты. А ведь о юдофобии большинства поляков говорили и уже давно многие их соплеменники. Пример тому откровенный игровой фильм Владислава Пасиковского “Жнивьё” (см каталог). А еврейские погромы 1946 года… Ирония судьбы: негативное изображение отряда Армии Крайовой в социалистические времена вызвало бы только одобрение властей, возвышавших промосковскую Армию Людову. Но теперь, когда в АК-овцах видят борцов против коммунизма направление ветра изменилось…

Аналогичная ситуация и в России, где с негодованием отнеслись к сцене изнасилования медсестёр красноармейцами. Широко известный акт протеста: официальное письмо МИД РФ послу ФРГ, где указывалось на «неприемлемость попыток ставить на одну доску совершенные на территории СССР массовые зверства гитлеровских войск и имевшие место отдельные эксцессы со стороны советских военнослужащих, строго каравшиеся военным руководством». Вот только  эксцессов этих в форме, по данным последних лет, оказалось слишком много и, похоже, далеко не все из них были осуждены военным руководством. В обоих случаях проявилась стремление победителей превратить своих солдат  в героев без страха и упрёка, но в нынешние времена в это верится с трудом. В целом, мощный антивоенный заряд фильма с однозначным осуждением Холокоста, уверенная режиссура и хорошее исполнение почти всех ролей сделали ленту заметным событием немецкого кино, несмотря на ряд мелких недочётов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>