Саломея (фильм-опера) Постановки разных стран, лет и режиссёров

1990. Германия. Режиссёр П. Вейль. Длительность 109 минут

1992. Великобритания. Режиссёр П. Холл. Длительность 103 минуты
1995. Германия. Режиссёр Д. Теймор. Длительность 99 минут
1997. Великобритания. Режиссёр Д. Браун. Длительность 109 минут
2008. Великобритания. Режиссёр Д. МакВикар. Длительность 111 минут
Саломеяо1Опера Рихарда Штрауса (1905), как и её основа нашумевшая в своё время одноактная трагедия Оскара Уайлда (1891) лишь косвенно касаются еврейской культуры. (Справку о реальной Саломее см в предыдущей аннотации). В синоптических Евангелиях от Марка и от Матфея история изложена крайне скупо. Там повествуется об аресте Иоанна Крестителя, осуждавшего разврат и беззакония Ирода и его близких. Далее следует знаменитый сюжет о том, как царевна (не названная, кстати, по имени) «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал ей выполнить любую просьбу, и она, по наущению матери, ненавидевшей пророка за обличение её брака с близким родственником, попросила голову проповедника. Как повествует евангелист Марк «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». В темницу к Иоанну отправили оруженосца, который отсёк ему голову, после чего принес страшный сувенир на блюде, передал танцовщике, а та «отдала её матери своей». Никаких других подробностей в описании ситуции нет. Религиозная традиция связала безымянный персонаж из Нового Завета с именем Шуламит – Саломеи, дочери Иродиады и падчерицы Ирода Антипы. Именно её столкновение с Иоанном вдохновило Оскара Уайлда на создание своего произведения.

Руки драматурга практически были развязаны и на основе скупой канвы он выстроил психологически насыщенный сюжет, пользуясь всеми достижениями европейской литературы своего времени. При этом события еврейской истории были для него лишь предлогом дляСаломеяо3 выражения своих идей о нравственности и женственности. Последняя в его представлении двойственна и сочетает в себе неотразимую соблазнительность и угрозу для мужчин. Главная героиня – красавица выросшая в привилегированной среде, а повзрослев и похорошев постоянно ощущала вожделение со стороны сильного пола. Она быстро привыкла манипулировать царедворцами и слугами, готовыми выполнить все её желания. Иоканаан (так, почти по еврейски в тексте назван Иоанн Креститель) человек из другого мира: независимый, сильный, решительный. Ну а дальше «Чем меньше женщину мы любим…» В царевне пробуждается плотская страсть к непокорному пророку. Саломея трижды просит разрешения коснуться его тела, поцеловать его волосы, и наконец, губы, но тот не только отвергает её, но и осыпает проклятиями, как и Иродиаду. Натолкнувшись на отпор царевна оскорблена до глубины души, с этого момента помышляет только о мести, и  для достижения цели готова на очень многое. Девушка действует женским оружием обаяния; коварно соглашается плясать для Ирода, неосторожно пообещавшего выполнить любое её желания.

В критических отзывах отмечается два ключевых момента введённых именно  Уальдом в обрисовку образа Саломеи. Первый  – танец семи вуалей (или семи покрывал), обнажающий не только тело, но и душу героини. Сбрасывая покровы, царевна постепенно вводит Ирода и Саломеяо2его свиту в высшую степень экстаза и подчиняет их себе. После такого “стриптиза” требование Саломеи подать её голову Иоканаана на блюде (кстати, поддержанное матерью) удовлетворено. А далее идёт второй ключевой момент трагедии – поцелуй Саломеи в мёртвые губы пророка – напоминаю, в Евангелиях этой детали нет. Месть царевны носит оттенок некрофилии и, по мнению ряда критиков, выражает протест автора против, «так называемой, рабской морали». Полное самоутверждение личности, как считал гомосексуал Уальд, происходит только там, где человек нарушает установленные этические нормы. Но поступок главной героини ужаснул и шокировал нормально воспитанных присутствующих. Больше всех этой сценой был ошеломлён Ирод: «Она отвратительна, твоя дочь, она вконец отвратительна». Звучит приказ убить Саломею.

Пьеса талантливого и скандально известного писателя и драматурга стала одним из наиболее ярких проявлений культуры Декаданса. Неудивителен интерес к ней одного из крупнейших европейских композиторов Рихарда Штрауса. Произведение создано в традициях вагнеровских музыкальных драм. Оно полностью построено на речитативах и поддерживается мощным оркестром, требующим от исполнителей незаурядной силы голоса. Музыка сделана с размахом, но к настоящему времени её воздействие заметно ослабело. Мелодически совершенно невыразителен «танец семи покрывал». Откровенно скучен и выглядит затянутым последующий монолог главной героини с мертвой головой. Если на драматической сцене трагедия ныне почти не идёт, то постановкам оперы, как традиционным, так и осовремененным  до наших дней несть числа. Наиболее ранний известный телевариант «Саломеи» относится к 1960-му году. Мною приведены только полдесятка найденных в интернете исполнений относящихся к последнему времени. (Кстати, версия поставленная в Германии в 1995 году спета российскими певцами, а в заглавной роли выступила Любовь Казарновская) Спектакль – материал для понимания влияния  еврейской культуры на культуру мировую.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>