Ноев ковчег (спектакль, СССР, 1976) Режиссёры С. Образцов, Л. Хайт

Длительность 67 минут

НоевКprevПродолжение невероятно популярной в начале 1960-х комедийной постановки «Божественная комедия» (см каталог) сделанной по пьесе того же драматурга И. Штока восемью годами ранее. В новом произведении сохранена добродушная, не слишком атеистическая интонация. Временами она переходит в сатиру, за счёт большого ряда аналогий с современностью. Сюжет построен на материале 6 – 8 глав книги «Берешит» в её православном переводе. Так же, как и в предыдущем спектакле использовано сочетание живых актёров в масках и кукол. Первые 20 минут посвящёны оценке духовного кризиса человечества оцениваемого Всевышним, Сатаной и архангелом Гавриилом. Здесь обыграны два фрагмента в других лентах не встречающиеся. Это: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (6.2) и «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди». (6.4) Сыны Божии в пьесе понимаются как ангелы, следовательно «развращение человеков на земле» по мнению автора пошло сверху (в подтексте от верхушки системы). Поэтому Б-г в наказание лишил своих присных мужского естества, сделав их бесполыми существами.

Это решено просто и остроумно. Начав петь хвалу Всевышнему басами, ангелы (куклы) заканчивают её высокими голосами, подобно кастратам, да ещё и благодарят Создателя (!) за «операцию». Покончив с моральным разложением своих помощников, Бог взялся за людей.НоевК2prevВот тут-то во всю ширь развёртывается кукольное представление. Ной – исполнительный старичок, совершенно по-армейски подчиняющихся любым приказам сверху. Господь подробно диктует ему, зачитывая из Библии, план строительства судна. Так как (по пьесе) сыновья праведника не женаты, Всевышний распорядился найти им жен (даже для 7-летнего Иафета), которых отловили и доставили к жилищу праотца в огромном коробе. На резонное замечание Сима «А нас спросили хотим ли мы жениться», папаша ответил «А кто вы такие, чтобы вас спрашивать. Есть указание и всё». В этом воплощении Бога как представителя верхушки иерархии с характерными идеологическими и речевыми штампами пожалуй сильнее всего проявился сатирический посыл постановки. Начало Потопа не показано. В отношениях на Ковчеге на первый план выдвинуты отношения между семейными парами.  Так как сюжет был решен в рамках кукольного представления, «несерьёзное» прочтение религиозного источника успокоило советскую идеологическую цензуру. Кроме того, форма воплощения оказалась подходящей для юного зрителя. Ибо (как отметил один из рецензентов) театр кукол «рассчитывает на детское в каждом человеке. По самой своей природе он к той человечной и доброй, веселой и доверчивой основе, что роднит нас: взрослых и детей». Представление пользовалось большим успехом.НоевК34В 2005 году «Ноев ковчег» показан в театре Образцова в новой редакции. Копии представления выложены  в интернете на различных (даже религиозных) сайтах. Для семейного просмотра.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>