Еврей Зюсс: взлёт и падение (Австрия-Германия, 2010) Режиссёр О. Релер

Длительность 114 минут

Вариант перевода оригинального названия: «Еврей Зюсс: бессовестный фильм». Любопытная попытка показать сущность зоологического анитемитизма нацистской идеологии через историю постановки печально известной пропагандистской игровой ленты. Формально центральным персонажем в фильме Релера стал Фердинанд Мариан (Тобиас Моретти), исполнивший заглавную роль в кинокартине 1940-го года. Нацистские бонзы обратили внимание на подающего надежды актера в конце 1939 года во время репетиции трагедии Шекспира «Отелло». Премьеру запретили, так как заглавную роль в спектакле исполнял еврей Вильгельм Дойчер (Хериберт Сасс). А вот его коллегу, вполне благополучного с точки зрения происхождения, Геббельс (Мориц Блябтрой) счёл самым подходящим актёром для участия в проекте приравненном гитлеровцами к «Броненосцу Потёмкин». Не злой, хотя и не слишком порядочный человек, Мариан сначала колебался стоит ли ему сниматься в откровенно антисемитской ленте. Лишь после интенсивной обработки актёра, обещаний мировой славы и высокого гонорара, Геббельс буквально навязал ему согласие и это опрометчивая уступчивость разрушила дальнейшую жизнь артиста.

Слабовольный Мариан оказался между двух огней: требованиями режима и угрызениями совести. С одной стороны Геббельс, с другой старый друг, еврей Вильгельм Адольф Дойчер. Всесильный министр пропаганды в талантливейшем исполнении Морица Блябтроя показан действительно зловещей личностью. Актёр создал образ изощрённого манипулятора людскими судьбами, идущего на известные уступки, на любую ложь но, в конце-концов переигрывающего любого имеющего с ним дело. Для достижения задуманного он действует по старому принципу «Цель оправдывает средства». Мариану свыше разрешили создать образ достойного, вызывающего уважение еврея («Всё равно его в конце повесят»). Его повезли в Варшавское гетто, где он должен был проникнуться национальным духом и где набрали статистов для массовых сцен. Он выкладывался, играл с полной отдачей, но все его задумки под ножницами монтажёра сошли на нет и созданный им персонаж ничего, кроме омерзения у зрителей не вызывал.

Параллельно показана печальная судьба еврея Дойчера. После изгнания из театра он поселился в доме Мариана, но верная режиму служанка донесла куда надо. Бывшего актёра арестовали, а его трусливый приятель даже не осмелился заступиться за репрессированного. Позднее Фердинанд обнаружил его в… Варшавском гетто, где Вильгельма использовали в качестве переводчика, всячески унижая и оскорбляя «жида». Талантливого исполнителя задействовали в эпизодической роли будущего шедевра. И он согласился, хотя в его обращении к бывшему другу соединились прямота и горечь: «Я  знаю почему ты мне помогаешь. Чтобы не так мучила совесть, что ты меня сдал». Дойчер ни на йоту не верит нацистам. Он уже видел как инсценировали непотребные сцены в дешёвой антисемитской агитке Третьего рейха «Вечный жид». Поэтому вдвойне важен их диалог с Фердинандом. Мариан: «Я тебе обещаю, что не будет пропаганда. Это будет художественный фильм». Дойчер: «Дашь руку на отсечение». Мариан: «Даю». В итоге старый еврей, прошедший ужасы Освенцима оказался прав и, встретив Фердинанда после войны, он не подал ему руки.

Судьба актёра оказавшегося слугой режима оказалась плачевной. Пока он был нужен гитлеровцам его держали в центре внимания. Свозили на фестиваль в Венецию. Дали покрасоваться на премьере в Берлине. Но затем быстренько дали понять, что он такой же винтик в нацистской административной машине как и многие другие. Его заставили мотаться по войсковым частям, рекламируя «Еврея Зюсса». Арестовали и отправили в газовую камеру жену Анну-Марию (Мартина Гедек), на четверть еврейку. Мариан всё принял, не возразил. Полное одиночество и всеобщее презрение настигшее его после войны стало расплатой за малодушие проявленное несколькими годами ранее. Для зрителей интересующихся отражением в кино темы Холокоста.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>