У ворот Рима (Россия, 2004) Режиссёр Л. Шамис

Длительность 79 минут

У ворот1Художественно – документальный фильм, сделанный к 100-летию московской хоральной синагоги. Смысл названия ленты проясняется уже в начале. Москва – третий Рим, ставший для евреев длительной и непростой остановкой на пути к своей исконной родине. Вводный игровой эпизод (чуть больше 10-ти минут) показывает прогулку по Москве приехавшего из Франции правнука знаменитого еврейского бизнесмена и благотворителя Лазаря Полякова (1842 – 1914). Он желает увидеть места где жил, трудился и поддерживал религиозную обшину его знаменитый предок. Естественно, гость (Иосиф Шац) заходит в построенную при участии прадедушки синагогу. По выходе из здания визитёр встречает мистическую фигуру благообразного нищего (Макс Катцер). Старик неизвестно откуда осведомлён с кем ведёт разговор. Не возражает принять подаяние («ведь вы же знаете, как важно для еврея испытывать сострадание к живым … и к мёртвым») Однако далее, поменяв тему, нищий повествует о том, сколько сил потребовалось у иудейского сообщества сохранить этот центр духовности. Хотя «сто лет тому назад здесь яблоку было негде упасть. А сейчас, пожалуй упадёт». Вот так вот, пообщавшись с гостем из Франции, незнакомец отпускает его напутствием: «идите, вам есть что узнать».

Далее сюжет излагается, в основном, с помощью средств документалистики. На экране воссоздаются страницы истории евреев России, начиная с раннего Средневековья до наших дней. Перед зрителем развёртывается весь драматизм испытаний через которые прошли наши соплеменники в государстве, империи, Советском Союзе, новой России. В результате правнук Полякова (а с ним и зритель) по новому осмысливает и размах благотворительной деятельности предка и свою причастность к еврейству. Однако, по выходе из синагоги он не находит своего собеседника. Спрошенный им прихожанин туманно говорит «а кто его знает; или умер, или ушёл на другое место»… Игровые фрагменты сделаны на невысоком уровне: оба персонажа представляют собой не столько образы, сколько маски, необходимые для введения в документальное действо. Правнук Полякова – неофит, желающий приобщиться к прошлому семьи. Его собеседник – символ исторической памяти еврейского народа. Но сам познавательный материал подан очень профессионально: умный текст, хорошая операторская работа. В целом, получился содержательный образец сочетания игрового и документального кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>