Конгресс (Франция-Израиль-Бельгия-Польша-Германия, 2013) Сценарист и режиссёр А. Фольман

Длительность 117 минут

Конгресс1На мой взгляд, не просто этапная работа израильского режиссёра Ари Фольмана, сконцентрировавшая лучшие черты его почерка, но и один из самых содержательных фильмов мирового кино 2013 года. Требует вдумчивого, заинтересованного просмотра. В основу сценария легли отдельные мотивы философско – фантастического романа Станислава Лема (1921 – 2006) «Футурологический конгресс» (1971), хотя концепция польского писателя претерпела в сценарии очень большие изменения. Сюжет начинается в наши дни. Главная героиня – голливудская звезда Робин Райт (играет себя самое). По выражению одного из киношников на заре карьеры была «красива, сексуальна, умна, скромна, благородна». «У неё есть сила, фантазия, чувственность…» Ныне, ей за сорок, возраст сказывается на внешности, однако, после успеха «Принцессы-невесты», исполнительница получает неожиданное и удивительное предложение подписать последний, выгоднейший в её жизни контракт. Вымышленная студия «Мирамаунт» («Мирамакс» + «Парамаунт») покупает оболочку созданных актрисой персонажей, их облик, движения, внешние проявления характеров.

Для этого видеоинженеры готовы «оцифровать» актрису, пропустив её через сложнейшую компьютерную систему. Как заявил глава концерна Джефф Грин из приобретённых данных на экране можно сделать «то, на что настоящая Робин Райт не способна». Взамен от неё требуют категорическое обязательство не играть никогда и нигде.Конгресс5Поначалу процесс расчеловечивания вызывает у актрисы резкое неприятие. Она откровенно заявляет: «Меня лишают права выбора. Я не хочу, чтобы за меня решали где мне быть и за кого мне быть (…) Я хочу сама решать кого мне играть: проститутку, императрицу или… Кита Ричардса». Старый приятель Эл (Харви Кейтел), доказывает Робин правомерность и выгодность договора, ибо по большому счёту продюсеры, режиссёры и др всегда и везде ставят исполнителей в жёсткие тиски своих требований, лишая их самостоятельности. Так уж лучше получить большую сумму денег и стать свободной от любых притязаний. Тем более, что проект соглашения составленный молодым гением в новой области права предусматривает целый ряд ограничений, в частности: запрет на показ в будущей продукции «издевательств над детьмя, секса (исключение мелодрамы и романтические комедии), умственно отсталых персонажей, порнографии, Холокоста, нацистов». Но даже здесь Робин не может решиться. «Ты не умеешь выбирать» – негодующе заключает Эл. Эта сцена отчётливо выявляет ключевую, важную и для общечеловеческой и для еврейской духовной жизни идею ленты: право на свободу ВЫБОРА и то как оно может осуществляется не только в настоящем…Конгресс3Впрочем, для кинобизнеса всякие там этические соображения – мелочи – главное прибыль. Основная схватка начинается после слов Джеффа «Я согласен со всеми (требованиями), кроме фантастических фильмов». Проследим за последующим диалогом. Эл: «Никакой фантастики. Дурацкий жанр для идиотов. Она никогда не снималась в фантастике». Джефф: «Если бы она снялась хоть раз в фантастике этот контракт стоил бы в шесть раз дороже». Обратим внимание на дальнейшие уговоры босса: «Но почему нет. Фантастика это же сказка. Знаешь сколько людей прочитало «Властелина колец?» Одна тысячная доля от одного процента тех, кто посмотрел фильм. А знаешь почему? Потому что это адски заковыристая книга. Её невозможно читать. Она скучная!». Эл: «Ты читал её до постановки». Джефф (со смехом): «Издеваешься? Зато я видел фильм. Потому мы их и снимаем».  За этими словами магистральный путь превращения современного кино из содержательного искусства в эффектное но пустое зрелище идущий как раз через фантастику. Здесь сплошь да рядом господствует ошарашивающая зрителя компьютерная графика, а сюжет, диалоги, характеры становится всё более примитивными. И когда актриса всё же согласилась на условие Джеффа, то ей руководили не желания помочь Грину, а исключительно личные мотивы.Конгресс4Она воспитывала в одиночку двух детей: «вечную мятежницу» Сару и недужного Аарона. (В реальной жизни чада Робин Райт имеют другие имена и судьбы) У подростка редкая болезнь – синдром Ашера. В процессе её развития человек постепенно теряет слух и зрение. Да, мальчик не попадает под общие критерии: у него ясный ум и потрясающая способность преобразовывать информацию. «Он уникальный ребёнок, опережающий своё время Б-г знает на сколько десятилетий». Вот только за этим гением требуется постоянный уход и большое количество различных медицинских процедур. Именно это, а не уверения киномагната, обещавшего ей вечную молодость (заложенный в компьютер персонаж не стареет) побудило Робин подписать контракт.Конгресс6Далее мы видим мир спустя 20 лет (в будущем!), в эпоху тотальной роботизации. Постаревшая, но не утратившая достоинства Робин едет на перекупленную японцами студию «Мирамаунт-Нагасаки», продлять договор и, попутно, оказывается гостьей футурологического конгресса. В пост-современное время в невероятном киногородке «Абрахама» уже создана закрытая анимационная зона, покинуть которую можно только выехав по пути прибытия. Для пребывания в «закрытом мире» актриса вдыхает  некий препарат, после которого иллюзорность приобретает подлинность и все черты фантасмагории. («Я сейчас нечто среднее между Золушкой и египетской царицей в парике»). Показан этот переход через мультипликацию. Тысячи и тысячи людей покинули реальность не на время, подобно главной героине, а навсегда.  В стране вымысла, они могут стать кем угодно. Образ главной героини также привлекает многочисленных поклонников ведь на огромных экранах можно видеть рекламу фантастического триллера «Робот разведчик Р: битва на улицах».. В него преображаются, он даёт интервью прямо как живой исполнитель. «Вы сегодня шестая Робин Райт, – сообщает актрисе роботесса на ресепшене в отеле, – но они не выглядели так аутентично». Казалось все прекрасно, в мультимире произошло не только полное слияние реальности и фантазии («всё происходит на самом деле и всё нам только кажется»), но и резко расширены рамки самореализации отдельного человека. Однако Робин скептически относится к открывшейся картине «мультяшный мир – чистое безумие… словно гений-художник наглотался психоделиков».

И она права. Процесс расчеловечивания личности и превращения её в товар, начавшийся в 2013-м пошёл ещё дальше. Как заявляетКонгресс2 представитель кампании «Парамаунт-Нагасаки» на футурологическом конгрессе «учёные раскрыли секрет химической формулы свободы выбора. Уже завтра эта гениальная новинка появится на рынке и будет доступна абсолютно каждому. Вообразите себе жизнь без крушения надежд, без зависти, без эгоизма. У вас есть мечта – так станьте вашей мечтой». Возник новый вид товара при котором как сообщает ей ставший рисованным Джефф; кино уже артефакт прошлого, который вот-вот отомрёт. «А что это будет значить для нашего контракта?» -спрашивает Робин и получает ответ: «Контракт – чистая формальность. Ещё 20 лет + одно маленькое условие… Отныне тебя смогут пить, или есть, как крем-брюле. Теперь ты становишься субстанцией, химической формулой, разработанной блистательными фармацевтами «Мирамаунт-Нагасаки» Люди будут пить тебя вместе с коктейлями и воображать в любом виде». Впрочем, как выясняется даже в рисованном мире далеко не все согласны с подобными открытиями. («Проснитесь люди, проснитесь! За каждым химическим снадобьем, которое вы потребляете стоит человек»). Кто-то стремится вырваться в оставшуюся позади реальность. Другие протестуют против «новаций» и пытаются внедрить в анимированное бытие проверенные тысячелетиями черты культуры. Таких арестовывают, уничтожают или приговаривают к заморожению на несколько десятков лет. Робин в этих условиях подвергается разнообразным испытаниям, но противостоит им  сохраняя в себе человечность. Её поступки продиктованы материнской любовью к Аарону, Чтобы вернуться к нему она преодолевает преграды воздвигнутые в пространстве и времени, готова не только оказаться в покинутой реальности, но, если понадобится, снова совершить новое путешествие в рисованный мир.Конгресс8В целом, лента становится притчей не только о выборе человеком своего пути, но и о смысле жизни. Еврейская тема открыто проявилась в ней разве что в именах детей главной героини и в нижеследующем пассаже обращённом к матери: ««Почему бы тебе не сняться в фильме о Холокосте. За это дают призы даже третьесортным актрисам. А ты бы могла сыграть обе стороны (…) Посмотри на себя? Нацистка и жертва. Ты просто подарок для этой темы. И знаешь, если нужно, ты даже сможешь сыграть предательницу. У кого в наши дни случается такой талант?» Может быть именно после этих слов Робин Райт фильма исключила по договору возможность использования своих оцифрованных данных в лентах о Холокосте.

Многозначный замысел. Остроумное сочетание рисованных эпизодов с изображением реальной жизни. Участие в проекте делает честь Израилю. По моему этим фильмом Фольман вошёл в элиту современного мирового кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>