Дело Дрейфуса (Франция, 1995) Режиссёр И. Буассе

Длительность 200 минут (2 х 100)

ДелоД1Французские кинематографисты и ранее касались этой неудобной страницы отечественной истории. Но к её столетнему юбилею они «выдали на гора» по-настоящему качественную игровую телеверсию тех событий, взяв за основу сценария основательное историческое повествование Жана-Дени Бредина. Известный режиссёр Ив Буассе подошёл к делу с максимальной скрупулёзностью, создав на экране по возможности полную реконструкцию произошедшего. Тщательно воссоздана обстановка того времени; с сохранением строгой последовательности воспроизведены все события. Акценты расставлены уже в первых минутах действия, когда полковник Эстергази (Пьер Ардити) пришёл на приём в германское посольство к военному агенту Шварцхоппену (Хельмут Бергер) и предложил тому свои услуги по выдаче военных секретов Франции. Далее следует известный сюжет об уборщице передавшей во французскую разведку мусор из корзины имперского дипломата, тот самый где оказался список предназначенный к продаже секретных документов (бордеро). Тут же начался розыск преступника, который возглавляли полковник Юбер Анри (Бернар Донадьё) и другие офицеры. С первых шагов следствие намеренно пошло в ложном направлении. По фильму, виновник этого – Анри покрывавший Эстерхази с которым был лично знаком.

Поэтому ему понадобился «козёл отпущения», коим оказался достойный офицер Альфред Дрейфус (Тьерри Фримонт). Создатели ленты предлагают нам точку зрения по которой дело Дрейфуса было сфабриковано частью офицерства и политиковДелоД2 заражённых антисемитизмом. Какие ещё грехи можно было найти у молодого умного, с перспективами карьерного роста, капитана генерального Штаба? Только ненавистная  многим сослуживцам «пятая графа». В фильме отслеживается весь процесс распространения лжи и подготовки фальшивок на ни в чём не повинного человека. Можно было бы уделить больше внимания тому, как консервативная пресса раздула национальный аспект этого дела, возводя клеветнические обвинения на всех евреев Франции, но и того, что прозвучало в фильме вполне достаточно. Последовательно показаны военный трибунал, несправедливый приговор, разжалование Дрейфуса, его ссылка на Чёртов остров (у берегов Латинской Америки) и бесчеловечные условия его содержания там. Параллельно с этим мы видим безрезультатную борьбу за пересмотр дела, которую вели брат осуждённого Матье Дрейфус (Филипп Вольтер) и его жена Люси (Лаура Моранте), глубоко убеждённые в невиновности близкого родственника.ДелоД6

Особую роль сыграл в развитии событий полковник Пикар (Кристиан Брендель) – честный офицер, пришедший на работу в центральный аппарат французской разведки только в 1896 году. (Кадров с его изображением найти не удалось). И в жизни и в ленте он быстро понял, что автором бордеро является Эстерхази, а все сфабрикованные доказательства вины Дрейфуса – фальшивки. Однако, военное министерство и ряд политиков дружно отказались от признания своих ошибок, мотивируя это заботой о сохранении престижа армии, хотя в действительности спасали только себя. Пикара сплавили в Африку (в фильме мы видим его уже там), но его точка зрения стала известна в обществе через Парламент. Новые данные побудили Матье и Луизу Дрейфус выдвинуть обвинение в шпионаже против настоящего преступника. Их иск юридически поддержал один из крупнейших адвокатов Фернан Лабори (Франсуа Мартуре). Однако на суде состоявшемся в январе 1898 года Эстерхази оправдали под явным давлением военных кругов. Показанный триумф реального изменника имел, кроме всего прочего, оттенок юдофобии.ДелоД7Именно в этот момент в борьбу вмешался прославленный писатель Эмиль Золя (Жан-Клод Друо), опубликовавший спустя два дня после завершения процесса открытое письмо президенту Франции «Я обвиняю». (В действительности его интерес к делу Дрейфуса возник раньше). Сцена прочтения им своего письма в типографии среди журналистов и рабочих – одна из наиболее ярких в фильме. Убедительная работа Друо полностью подтверждает высказанное во многих источниках мнение, что с выступлением знаменитого литератора дело мало кому известного капитана захватило общественное внимание Франции и раскололо страну на два лагеря противников и сторонников невинно осуждённого (антидрейфусаров и дрейфусаров). Военное министерство обвинило Золя в клевете и на прекрасно показанном процессе, где схлестнулись защитники (в том числе вернувшийся из Африки Пикар) и противники истины, добилось его осуждения. Высшей эмоциональной точкой фильма стала сцена, где проигравшие спускаются по длинной лестнице из Дворца правосудия. Жидкие аплодисменты дрейфусаров покрываются рёвом толпы их противников, стремящихся прорвать кордон полиции и совершить самосуд над врагами. И всё вместе прекрасно показывает трагизм ситуации.ДелоД5Однако поражение Золя парадоксальным образом послужило победе справедливости. Вскоре поле этих событий власти вынуждены были арестовать полковника Анри, который под давлением неопровержимых улик сознался в изготовлении фальшивок, а затем покончил с собой в тюрьме. Вскоре бежал из страны и Эстерхази. Эти два события предрешили окончательную победу дрейфусаров. Основное действие ленты заканчивается показом освобождения узника Чертова острова для доставки его в Париж по поводу пересмотра дела. Вслед за тем сразу же следует эпилог 1906 года, когда его награждают орденом Почётного легиона. Тем самым в фильм не вошли полные драматизма события предыдущего семилетия, свидетельствующие об упорной борьбе Дрейфуса и его сторонников за оправдание и реабилитацию невинного человека.

Антисемитизм тогдашнего французского общества показан в фильме достаточно отчетливо. О ненависти к евреям зритель слышит из многочисленных диалогов. Разнузданное поведение толпы мы видим в эпизоде разжалования Дрейфуса, в двух фрагментах погромов, а также вДелоД4 отмеченной выше сцене после осуждения Золя. Печальную ноту добавляет диалог сына главного героя, пытавшегося выяснить у матери почему соученики его травят и постоянно обзывают жидом. В одном из эпизодов появляется венский журналист Теодор Герцль (Пётр Попелка), для которого события во Франции стали переломным моментом всей его жизни. Именно тогда он задумался об исторических судьбах своего народа и сформулировал основные положения сионизма. К настоящему времени это единственная обнаруженная автором аннотации попытка создать на экране образ великого еврея. К сожалению эта мастерски снятая лента осталась вне поля зрения русскоязычных любителей кино. Доступен только её оригинальный вариант. Возможно, аннотация побудит кого-либо выложить фильм с русской озвучкой.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>