Камера обскура (Аргентина-Франция, 2008) Режиссёр М.В. Менис

Длительность 85 минут

КамераОб1Экранизация повести Анжелики Городничер. Камера обскура – простейшее приспособление, позволяющее получить оптическое изображение. Так назывались в 19-м веке старинные фотографические аппараты, сыгравшие заметную роль в жизни Гертрудис. Она родилась на сходнях корабля доставившего в Аргентину из Восточной Европы партию евреев, бежавших от погромов и притеснений. Вехи биографии главной героини отмечены снимками и каждый из них для неё неприятен. Причина весома. Ещё в пятилетнем возрасте во время первого визита к фотографу мать посетовала, что её некрасивая дочь будет плохо выглядеть на карточке. С этого момента впечатлительная девочка стала думать о себе как об уродине и на каждом снимке стремилась стушеваться, сделаться незаметной.  Она любила читать и в своих мечтах (хорошая мультипликационная вставка) видела волшебницу снисходящую к ней и превращающую её в красавицу. Но в реальности все тянулось плохо. Очкастую, старательную Гертрудис не любили в классе, юноши на танцульках её не замечали. Всё же замуж неказистая девушка (Мирта Багдасарян) вышла за вдовца-соплеменника и потянулись десятилетия однообразного фермерского существования.

Пятеро детей, хозяйство, работа от рассвета до заката. Так продолжалось до 1929 года, до того дня, когда в их хозяйство Колония Вилла Клара приехал странствующий фотограф Жан-Батист (Патрик Дельсола).КамераОб4Глава семьи Леон (Арман Фернандо) пригласил его увековечить фермерские будни. Доброжелательный общительный француз покорил еврейских крестьян рассказами о Первой Мировой, где был корреспондентом и умением делать снимки двойной экспозицией. Благодаря этому приёму коровы в поле гуляли между вилок, рыбы летали над садом и получалось многое необычное, отдающее сюрреализмом. Гость оказался первым кто обратил внимание на скромную, непритязательно одетую Гертрудис, оценив её как на женщину. А для неё он оказался пришельцем из иного огромного мира о котором она мечтала в детстве. Все её полудетские фантазии ожили, пробудилась тяга к необычному. Наметился сердечный контакт и всегда тихая замкнутая в себе Гертрудис не устояла. В последний момент она сбежала вместе с фотографом, предпочтя стабильному домашнему существованию неизвестность и неопределённость. Хотя есть мнение, что финал повествования не реален, а разыгран в сознании главной героини.КамераОб5Интересно наблюдать по отдельным деталям как еврейский образ жизни выветривается из постоянного бытия переселенцев. Молитвы читаются постоянно – они стержень традиции и исчезают последними. Однако, если в дни юности танцульки устраивают под клейзмерский ансамбль, то лет 15 спустя за обеденным столом семейства Леона господствуют испанские ритмы.  Режиссёр демонстрирует зоркий глаз и внимание к деталям, многие из них хорошо раскрывают душевное состояние персонажей. В фильме достаточно фрагментов где нет слов: господствуют музыка или шумы. Такие эпизоды, в сочетании с неторопливым, обстоятельным повествованием позволяют лучше прочувствовать атмосферу в которой развёртывается действие. Хорошая игра актёров. В целом, у Марии Менис хорошо передана лирическая интонация рассказанной истории и это нашло отклик у значительной части зрителей. Свой фильм режиссёр посвятила своей семье. (кстати, в русских сайтах его название переводится как «Тёмная комната») Он демонстрировался на ряде фестивалей и получил хорошие отклики. Два из них, взятые из разных источников приводятся ниже. КамераОб2

Гертрудис родилась некрасивой, молчаливой девочкой, ее не замечали мать и сестры, а далее муж и дети. Женщину, всю свою жизнь посвятившей семье, ни разу не спрашивали родные люди- о чем она думает, чего хочет и о чем мечтает. И только заезжий странствующий фотограф француз, делающий необыкновенные снимки с двойной экспозицией, (первый сюрреализм в фотографии родился в 20-х годах), увидел в этой женщине-тени необыкновенно мятущуюся натуру. Страх перед камерой, преследующий Гертрудис с детства, растаял, и она взглянула в объектив прямо и с улыбкой. Фильм напомнил горячо любимый мною кинороман «Мосты округа Мэдисон». Но в нем нет тех горячих диалогов, той актерской игры. А лишь тишина, нарушаемая молитвами и разговор двух пар глаз.КамераОб3Отличный фильм, смотрится на одном дыхании, несмотря на отсутствие сцен с длительными репликами. Этому фильму не нужны диалоги — слова читаются в глазах главных героев, их мысли материальны и ощущаются даже через экран. Игра актеров восхитительна. После таких фильмов хочется быть добрее и верить, что, счастье обязательно придет.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>