Менеджер по персоналу (Израиль-Германия-Франция-Румыния, 2010) Режиссёр Э. Риклис

Длительность 100 минут

Заслуживающая внимания экранизация романа  одного из крупнейших израильских писателей Авраама Б. Иегошуа «Смерть и возвращение Юлии Рогаевой». В сценарии сделана попытка сохранить проблематику книги, но имя героини и смысловые акценты существенно изменены. Типичность рассказанной истории подчёркивается отсутствием имён: персонажи носят безликие обозначения – журналист, жена, дочь, атташе и т д. Действие ленты происходит в Иерусалиме 2002 года. В теракте на рынке Махане-Иегуда погибла 40-летняя женщина без документов. Несколько дней её тело пролежало в морге неопознанное и невостребованное. Лишь газетный репортёр, покопавшийся в сумочке убитой, нашёл там платежку из крупной пекарни. Этот факт стал для него предлогом для разгромной статьи о бесчеловечном отношении предпринимателей к наёмным работникам. О публикации заблаговременно узнала хозяйка предприятия и тут же дала менеджеру (Марк Иванир) задание подготовить за сутки обоснованный ответ. «Кадровик» в первую очередь установил личность убитой; ей оказалась гастарбайтер из Румынии Юлия Петраки. Проведя расследование, он сложил из мозаики данных более или менее цельную картину.

Юлия была дипломированным инженером, невостребованным в родной стороне. Получив свою долю невзгод, разведясь с мужем и оставив на него любимого сына женщина отправилась в Израиль. Возможно на этот шаг её толкнула вера. Довольствуясь работой уборщицы, она сняла комнату в ультрарелигиозном районе Иерусалима. Учила иврит, контактировала с детьми датишников, прозвавших её Рут (моавитянка восприняашая иудаизм). Молилась в монастыре Марии-Магдалины, что на Оливковой горе. Обращала на себя внимание многих неким внутренним светом. Монахини полюбили чужестранку и после мученической кончины оказали высокую честь; разрешили похоронить её на внутреннем кладбище. Со своей стороны, владелица пекарни (Гила Альмагор), спасая репутацию бизнеса, решила отправить тело погибшей в Румынию за счёт фирмы, а также оплатить там похороны. Страдалица Петраки после смерти получила такое внимание, какое ей не снилось при жизни. Словом всё в соответствии с замыслом романа, определяя который его создатель cделал спорное заявление: «в израильском обществе со времен Войны за независимость научились чтить память героически погибших солдат, но до сих пор совершенно не развиты механизмы оплакивания, осмысления и сохранения памяти о гражданском населении, обычных людях, погибших в терактах». (интервью порталу Nextbook.org).483242Однако, фильм получил название «Менеджер по персоналу», то есть в центр выдвинуты переживания главного героя по-русски называемого начальник отдела кадров. В первых эпизодах перед нами предстаёт чиновник, попавший на свою нынешнюю должность по протекции. Раньше он занимался какой-то интересной творческой деятельностью, но потеряв её озлился на весь белый свет. Работа с людьми для него – обуза, ибо он не любит ни себя, ни других. Занятый внутренними проблемами главный персонаж не способен понять близких и потому постепенно теряет семью. Единственный человек, который пытается его понять – дочь. Задание сопровождать гроб он воспринял без всякого энтузиазма, ибо в необычном задании не увидел ни смысла, ни необходимости. Однако, ничего не поделаешь, пришлось отправиться в неизвестную ему страну. К тому же, за ним увязался и журналист, увидевший в необычном повороте событий материал для возможной сенсации.

Трагикомически показана Румыния, нищета которой подчёркивается мрачными зимними пейзажами. Всеобщий развал, пофигизм и продажность местного населения. Никому ни до чего нет дела, даже израильский консул оказалась заражена всеобщим равнодушием места, которое «ни Восток, ни Запад». Положение усложняется тем, что некому было подписать документы о выполнении миссии и похоронах Юлии. Разведённый муж потерял такое право. Сын покинувший отца и ведущий жизнь беспризорника – несовершеннолетний. Единственная родная душа – мать – жила за 1000 километров в забытом Б-гом районе страны. Пришлось везти гроб туда. Это путешествие превратилось в одиссею, но в ходе её главный персонаж проникся чисто человеческим сочувствием к мертвой женщине, к её сыну. Он далеко вышел за установленные рамки и превзошёл в великодушии свою начальницу. Более того, поездка в один из самых глухих уголков Европы, столкновение с незнакомой культурой и чужими людьми побудила его пересмотреть отношение к жизни и своим близким. Финал истории столь же закономерен, сколь и необычен. Пусть он станет неожиданностью для желающих посмотреть фильм. Лента демонстрировалась на нескольких фестивалях. Она хорошо восприняла зрителями, получила хорошую прессу и закрепила за Эраном Риклисом репутацию одного из ведущих израильских режиссёров. Для любителей хорошего кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>