Следующая остановка Гринвич-Вилидж (США, 1976) Сценарист и режиссёр П. Мазурски

Длительность 111 минут

Следующ1Неяркий, но любопытный по содержанию фильм – ранняя работа одного из самобытных деятелей Голливуда Пола Мазурски. В сценарии, рассказывающем о начале творческого становления начинающего актёра широко использованы автобиографические мотивы из жизни самого режиссёра, преломлённые через взгляд мужчины разменявшего пятый десяток. На экране 1953 год. 22-летний еврейский юноша Ларри Липински, (Лени Бейкер), во многом ещё домашний мальчик, стремится к полной самостоятельности. Он уходит от живущих в Бруклине родителей, и снимает себе жалкую квартирку в Гринвич-Виллидж. Для заработка смельчак устраивается официантом в небольшой кафетерий, в свободное время ходит на пробы, посещает различные курсы драматического искусства и… прожигает время. Среда его обитания – многонациональна (хотя и включает заметную еврейскую прослойку), но родственна по ему по интересам. Здесь господствует жизненный уклад далёкий от строгих правил его благополучной бюргерской семьи.

В весёлой компании подружка и любовница главного героя Сара Рот (Эллен Грин) и другие представители молодёжной богемы, включая негра-гея с парадоксальным именем Бернштейн Чендлер. Все они в меру интеллигентны, недаром за кадром часто звучит классическая музыка: от старинной, из эпохи Возрождения, до современной. Они выше национальных предрассудков и не хотят жить по устоявшимся правилам. Влюбляются и ссорятся, меняют сексуальных партнёров, кокетничают со смертью, хотя иногда такая поза переходит в настоящее самоубийство. Исповедуют свободную любовь и пренебрежение к семье. Не случайно Сара, забеременев от Ларри с лёгкостью делает аборт, а позднее и вовсе меняет любящего её юношу на равнодушного к ней Роберта Фалмера (Кристофер Уокен). Таковы вехи взросления главного героя.Следующ5Но, по большому счёту, озабочена послевоенная, более или менее интеллектуальная, молодёжь только одним – стремлением найти своё место в окружающем их непростом мире, ставшем полноправным героем фильма. В диалогах часто звучат упоминания о Маккарти – сенаторе, возглавившем борьбу против левых, печально знаменитую «охоту на ведьм». Постоянно упоминается культовая фигура начала 50-х Марлона Брандо, завоевавшего шумную популярность после ленты «Трамвай «Желание» (1950). Ларри считает его лучшим актёром, а постановщика этого культового фильма Элиа Казана чуть ли не великим режиссёром. И, конечно же существенной проблемой для еврейской прослойки персонажей и для главного героя стал вопрос: как относиться к родителям и к своему еврейству.Следующ4Эта сторона содержания заслуживает отдельного разговора. Семья Лапински не религиозна, но вполне традиционна по своим устоям в чете ролителей Ларри: матери Фэй (Шелли Винтерс) и отца Бена (Майк Келлин) всем руководит женское начало. И здесь нужно сказать добрые слова в адрес Винтерс: сцены с её участием стали подлинным украшением ленты. Ею создан редкий по сочности образ идише мамы. Стоит видеть какую истерику закатывает её героиня, когда сыночек вырывается из под бдительного ока и покидает родные пенаты. Впрочем, она совершает периодические набеги в новое обиталище чада, снабжая его продуктами, и, попутно контролируя быт. И всё же, нам показывают отнюдь не Следующ3 карикатуру, не схему, а живую личность. Фэй без труда вписывается в богемную вечеринку обнаруженную на квартире блудного сына. Однако, умение найти общий язык с молодёжью вовсе не значит её отхода от привычных ценностей. Услышав от Сары признание в добрачном сексе с её сыном бедная женщина впадает в ступор и её удаётся привести в чувство только заявлением, что это всего лишь неудачная шутка. В другой раз, застав у Ларри полуодетую Сару, Фэй немедленно заводит разговор о свадьбе и лишь гневная реакция вышедшего (наконец-то) из себя Бена заставляет её прекратить натиск на сына. Но Винтерс показывает, что создаваемый ею образ изменяется к концу действия. Провожая Ларри (и теперь уже надолго), в Голливуд мама даёт нму значимое напутствие: «Обещай, что никогда не забудешь откуда ты. Не забывай как твоя бабушка бежала из Польши. Когда она пересекала границу, ей пришлось спрятаться под мешками с картофелем. А пограничники проверяли эти мешки штыками. Вот откуда ты родом».Следующ6Это, если не единственное, то главное еврейское наследие воспринятое не только Ларри, но и многими его заокеанскими соплеменниками послевоенной эпохи. Такой поворот сюжета подмечен некоторыми зрителями Свидетельство тому – резонное замечание одного из рецензентов, взятое из сайта kinopoisk.ru: «Родители героя, типичные евреи-эмигранты, сохранили свою еврейскую сущность, они живут традициями, старыми понятиями и моральными ценностями. Их дети — евреи нового поколения — отказываются от своей этнической, религиозной идентичности, становятся американцами, приносят в жертву ценности и обычаи своего народа в угоду звездной славе, карьере, любви и т. д. Они потеряны для своего народа, но мировая культура обрела в них новых ярких представителей».Следующ2Тёплое лирическое изображение своей юности – наибольшее достоинство фильма. Для главного героя остановка Гринвич-Виллидж – время светлых надежд, первых испытаний и «стартовая площадка» с которой начался взлёт его карьеры в Голливуде. К сожалению для безвременно ушедшего из жизни в 1982 году Лени Баркера роль Ларри Липински осталась наивысшим актёрскими достижением. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>