Узник чести (Великобритания, 1991) Режиссёр К. Рассел

Длительность 87 минут

Среди большого количества лент о печально знаменитом “деле” работа Кена Рассела отличается оригинальным взглядом. По многим источникам Дрейфус был способен отрицать ложную вину, страдать, терпеть незаслуженное наказание, но оказался не способен к активному сопротивлению. Поэтому  он оказался второстепенным лицом, а в центре внимания мы видим человека – настоящего героя, убеждённого борца за справедливость. В обрамлении главного сюжета некий английский журналист в 1923 году пытается выяснить подробности знаменитого процесса у его непонятного участника. (у кого именно? Сюрприз до последнего эпизода). Основное действие развёртывается с момента 5 января 1895 года – дня разжалования Дрейфуса. Он уже приговорен к пожизненному заключению и после позорной церемонии отправлен на Чертов остров (рядом с Французской Гвианой, недалеко от побережья Латинской Америки). Именно в это время новым начальником контразведки в Париже назначен полковник Пикар. Это кадровый офицер с военным опытом, верующий католик, законченный антисемит, но, к несчастью для начальства, порядочный человек. Когда его попросили перепроверить дело Дрейфуса, он с лёгкостью установил ложность обвинений в адрес несчастного. С этого всё и началось

Военное министерство и ряд генералов встали в позу и не пожелали пересматривать результаты судилища, заявив, что это де подорвёт авторитет армии. Возмущённый Пикар начал борьбу за истину: написал письмо министру, поднял шум в прессе. На него пытались воздействовать различными методами: запугивали, пытались подкупить выгодной должностью, взывали к чувству армейской солидарности. Но у мятежного офицера оказались свои представления о чести и порядочности и он не уступал. Тогда его начали травить: освободили от должности, отослали в Африку а после возвращения оттуда посадили в тюрьму по сфабрикованному обвинению. Самим ходом событий Пикар подталкивался к сотрудничеству с защитниками Дрейфуса: Эмилем Золя, адвокатом Лабори и другими. И в этой борьбе он оказался даже последовательней чем сам несправедливо обвинённый капитан. Когда, Дрейфусу предложили освобождение через помилование и он согласился, Пикар заявил: “Если вы напишете прошение (о помиловании), вы признаете вину”. Сам он отстаивал свою правоту до победного конца.Узник3В заключение мы снова видим Англию 1923 и двух собеседников, одним из которых оказался… Эстерхази. Да, да, тот самый истинный шпион, избежавший ареста и наказания. Но именно в его уста Рассел вложил нравственный итог фильма. «Нет сомнения, что Пикар действительно был самым лучшим из них (французов). Он был последним настоящим человеком 19-го века» (понимаемым авторами фильма как эпоха порядочности и чести). А Эстерхази, по его собственному призанию, – первый человек 20-го века, то есть времени беспринципности, подлости и продажности. Так кто же в результате был узиком чести: Дрейфус или Пикар? Некую парадоксальность фильму добавляет тот факт, что роль антисемита Пикара исполняет американский еврей Ричард Дрейфус и делает это блестяще. В гротескной роли генерала Буадеффра – Оливер Рид, снимавшийся во многих фильмах Рассела. На небольшую роль военного министра Рассел пригласил Линдсея Андерсона, режиссёра культового фильма “О, счастливчик!”.Узник2Для зрителей интересующихся историей еврейского народа и особенностями антисемитизма во Франции.

Узник чести (Великобритания, 1991) Режиссёр К. Рассел: 3 комментария

  1. Один из лучших фильмов о печально знаменитом деле Дрейфуса. Великолепно созданный образ полковника Пикара.

  2. Интересный показ знаменитого дела Дрейфуса. Ни в одной ленте образ полковника Пикара не подан так выразительно. Значительная заслуга в этом исполнителя.

  3. Смотрел несколько вариантов дела Дрейфуса на экране. По-моему полковник Пикар с этом фильме самый лучший.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>