Кармель (Израиль-Франция-Италия, 2009) Сценарист и режиссёр А. Гитай

Длительность 93 минуты

КармелГитНазвание ленты прямо отсылает нас к горе, стоящей на севере Израиля, возле Хайфы – родного города режиссёра. Как явствует из откликов, фильм Амоса Гитая сочетает в себе документалистику и игровое кино – на экране наряду с хроникой и реальными людьми появляются актёры воссоздающие те или иные персонажи. Но, одновременно, он создан в стиле предшествующих работ режиссёра, в которых действие зачастую разворачивается как внутренний поток сознания, выбрасывающего на поверхность различные фрагменты памяти. Они появляются без логики и внешней последовательности, (поэтому «Кармель» справедливо относят к арт-хаусу) но автор по-своему соединяет повествовательные эпизоды, Скрепляющая их внутренняя связь заложена не в сюжете, а в знаниях, идейной позиции и жизненном опыте самого Гитая, пытающегося осмыслить наиболее важные проблемы существования своего народа, семьи, своего земного бытия. Эпиграфом к повествованию стал фрагмент, где режиссёр в одиночестве ходит по берегу моря под звуки музыки Малера. Именно её эмоционально насыщенное звучание помогает ему погрузиться в прошлое. Голос Жанны Моро читает за кадром «Иудейскую войну» Иосифа Флавия, а на экране идёт показ сражений эпохи великого восстания 66 – 70 годов между евреями и римлянами: осада Иерусалима, взятие города и разрушение Храма.

Именно эти события рассматриваются Гитаем как пролог к эстафете насилия на Ближнем Востоке, передающейся от режима к режиму вплоть до наших дней. Тем самым определяется смысл его работы, его послания к зрителям.КармельГит4В основной части мы переносимся во вторую половину века 20-го, где режиссёр повествует о своей жизни, и проблемах в отношениях с государством. Сам он родился в 1950-м. Принимал участие в войне Судного дня 1973, то есть, имеет боевой опыт. Интересен фрагментКармелГит2 где Гитай посещает пастбище на Голанских высотах, над которым его вертолет был в те дни сбит сирийской ракетой. Здесь он в деталях воспоминает о катастрофу и излагает свои взгляды на арабо – израильское противостояние. Затем зритель переносится в современный лагерь ЦаХаЛа. Тут режиссёр сетует на “полу-правду и полу-ложь” звучащую об этом конфликте на телевидении (то есть на информацию не соответствующую его взглядам). Ему неприятно, как его сын занимается боевой подготовкой для “бесконечной войны”. Мы видим их встречу и в словах старшего звучит вполне обоснованная искренняя тревога за будущее своего чада – «Не легко быть отцом в Израиле в наши дни».КармельГит3Далее, словно в противовес картинам древних и современных войн, Гитай вводит рассказ о своей матери Эфрарии (1909 – 2004), проведшей долгие годы не в Израиле, а в Англии. Фрагменты из её писем и воспоминаний придают этим отрывкам задушевные интонации, а использованные семейные фото изображают счастливую жизнь, казалось бы, не зависящую от войны. Но подобный приём контраста лишь усиливает воздействие сцен показа вооружённого противостояния (насилия в терминологии Гитая). По мнению критиков, назвать «Кармель» политическим фильмом в  обычном понимании сложно, но за всем собранным и поданным видеоматериалом стоит позиция автора, отстаивающего свою точку зрения на события в Земле обетованной. Он и не скрывает, что его взгляды встречали противодействие. В тексте упоминается о конфликте начинающего кинематографиста с израильскими военными, подвергшими цензуре его ранний документальный фильм о Первой ливанской войне «Полевой дневник» (1983). Это побудило режиссёра покинуть страну и последующие десять лет провести во Франции. Показателен также эпизод, когда Гитай пытается обсудить с рядовым израильтянином, политическую ситуацию в стране и перспективы отношений с палестинцами. А тот высказывает свою позицию, совершенно не воспринимая слова собеседника. Перед нами классическая иллюстрация спора глухих, при котором люди придерживающиеся противоположных убеждений полностью не слышит другого мнения. КармелГит3Вместе с тем, хотя диалог между противоборствующими сторонами отсутствует, но необходимость в нём назрела. Недаром лента заканчивается отчаянным призывом евреев: «Почему? Почему? Почему?» на который нет ответа. Фильм показывался в рамках программы Каннского и Венецианского фестивалей, но в интернете его пока ещё нет. (аннотация составлена по разным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>