Певец джаза (США, 1927, 1980) Режиссёры А. Кросленд, Р Флейшер

Длительность 88 и 111 минут

Приятно сознавать, что первый в истории кино звуковой фильм посвящён теме самоидентификации еврея. Ещё толком не освоены диалоги – их заменяют на экране многочисленные титры. Но музыкальные номера уже звучат в синхронном единстве произносимого текста и музыки. И строится в музыкальной мелодраме сюжет где показаны основная проблема нашего этноса в новое и новейшее время: столкновение иудейской традиции с ассимиляцией евреев. Она проявились уже в названии ленты, ибо слова «певец джаза» по разному понимают ортодоксы и большинство американцев. Для первых это отход от традиции, её предательство. Для вторых – успешное доказательство усвоения культуры страны, ставшей их родиной. Действие ленты начинается где-то в ортодоксальной общине Нью-Йорка, в начале 1920-х. В достопочтенной семье потомственного кантора Рабиновича и его жены Сары растёт голосистый сынок Джеки. В одном из первых эпизодов он должен исполнить молитву «Кол Нидрей» в синагоге во время Йом Кипура. Но, прибежавший к отцу верующий соплеменник Мойше Нудельсон, сообщает, что малец вместо молитв вовсю распевает в салуне регтаймы. Взбешённый папаша приволакивает сына домой и даёт ему основательную выволочку, после чего мальчик сбегает из дома.

 Проходит несколько лет. Выросший невесть где Джеки – теперь его зовут Джек Робин (Эл Джонсон) постепенно приобретает известность, как джазовый певец. Он отправляет маме письмо, где сообщает о своих успехах и своей девушке Мари Дэйл. Сара в ужасе. «Но ведь она шикса» (то есть нееврейка) – говорит женщина. «Может и нет, – утешает её Моше, – ты помнишь Рози Леви, теперь она Розмари Ли. Ну а папа кантор непреклонен: «Нет у нас сына, – заявляет он». Вскоре после этого актёрские пути приводят Джеки на Бродвей, где он должен принять участие в Певец1большом шоу. Он приходит домой, где готовятся отметить 60-тие старого кантора и где его с радостью принимает мать, но отец не смог простить сыну ухода, ибо он не занял его места синагоге. Более того, участие Джеки в театральной постановке старик считает позором. «Вон из моего дома и никогда не возвращайся сюда, ты, певец джаза»! Однако, вскоре кантор заболел и не мог более выступать в богослужениях. Мойше Нудельсон разыскал Джеки, то есть уже Джека Робина и обратился с просьбой выступить вместо отца в общине в Йом Кипур. Но в этот же день должна была состояться премьера шоу на Бродвее и сын отказал. Более того, чуть ли не в момент премьеры в театр приехала мать и Джеки (кстати, загримированный негром!) отказал и ей вторично, отправившись петь  на сцену.Певец2 Правда после своего шоу, он приехал к больному отцу и тот, можно сказать на смертном одре простил его. И опять пред главным персонажем встала дилемма: где петь. Режиссёр говорит ему: «Не будь дураком, в сердце ты певец джаза», любимая девушка молит не упускать своего шанса. К тому же он с детства не пел молитв, но призыв матери и чувство долга побеждают. Джеки срывает представление и идёт в синагогу. Услышав знакомый голос, старый кантор возглашает: «У нас снова есть сын» и умиротворённо испускает дух. А Джеки, исполнив обязанность, продолжает выступать на Бродвее в джазовом шоу, где из зрительного зала на него с умилением смотрит любимая мамочка. Таков предлагаемый авторами вывод: еврейской традиции следует отдавать дань, но жить нужно в соответствии с американской реальностью. Кстати, в фильме прозвучал голос одного из виднейших хазанов первой трети 20-го века Йосефа – Йоселе Розенблата (1882 – 1933).

ПевДж801Спустя полстолетия Ричерд Флейшер сделал в Голливуде цветной римейк старого фильма. Его проблематика и сюжетные ходы почти полностью сохранены, но время действия перенесено в 1970-е. Изменилось время и ассимиляция достигла много. Возможно именно поэтому еврейская община во втором варианте показана бегло и выглядит не столь традиционной. Потому же, в отличие от старого сценария, в новом существенное место заняла история личных отношений главного персонажа с женщинами и поэтому история его национального самоопределения звучит по другому. В фильме 1980-го сын ортодокса Йоссель Рабинович (Нил Даймонд) вполне сложившаяся личность. Он уже женат на благонравной Ривке (Кэтлин Адамс) с которой молодого еврея обручили с детства. и должен стать преемником папы. Отец (Лоуренс Оливье) наставляет чадо – будущего кантора в пятом поколении основам иудаизма, но сынуля увлёкся гойской музыкой. Потихоньку он пишет песни для квартета афроамериканцев и выступает с ними под псевдонимом на случайных площадках, да ещё загримировавшись черной краской. Во время одного из таких концертов произошла драка и музыкантов арестовали. Случайно узнав о неприятностях, старый кантор кинулся в полицейский участок, однако вместо сына ему пришлось вносить залог за некоего  Джесса Робинса. После серьёзного разговора с отцом Йоссель решил вернуться к исполнению еврейского религиозного репертуара. Однако вскоре его черные друзья перебрались в Калифорнию и пристроили одну из песен своего друга в репертуар популярной звезды – рокера Кита Леннокса. Джесс поехал туда и не только дал урок исполнения своего произведения, но и привлек к себе внимание.ПевДж803Тут началась лирика. Неизвестным музыкантом всерьёз заинтересовалась начинающая звукоинженер Молли Белл (Люси Арназ). Вскоре она влюбилась в скромного мужчину, устроила ему выступление в одном из престижных концертов, после чего карьера начинающего певца стремительно пошла на взлёт. Приехавшая в Калифорнию Ривка наглядно увидела успехи мужа, но откровенно заявила ему, что не видит своего будущего в качестве жены эстрадного певца. Они расстались и после этого (нетрудно догадаться) Джесс пал в объятья Молли, которую не смутило этническое происхождение избранника. Более того, она, нееврейка, достаточно чутко отнеслась к религиозным взглядам любовника (эта часть сценария наиболее занятна), хотя поначалу вечно попадала впросак. То поставит на стол свиную ветчину, возбраняемую кашрутом, то зажжёт на празднование шабата одну свечу вместо двух. Однако, со временем у неё все начало получаться и дело шло то ли к гражданскому браку, то ли к гиюру Молли. Но, (снова но) в Калифорнии появился  старый Рабинович. Узрев в доме сына шиксу, он пришёл в отчаяние, разодрал на себе одежду, как на похоронах, и проклял блудное чадо. Глубоко потрясённый Джесс бросил карьеру, подружку и ударился в странствия по градам и весям США. Лишь через год его выловил друг по ансамблю и сообщил о рождении у Молли сына – Чарли Паркера Рабиновича. Последовало возвращение к любимой, к выступлениям и карьере. Главный персонаж примирился с отцом по рецепту 1927 года в более жизнерадостном варианте – старый кантор в финале жив-здоров и также аплодирует выступлениям сына. Мораль та же, но преподнесена в боле мягкой форме.ПекДж804Римейк с треском провалился в прокате. Его разругала критика, он был удостоен «Золотой малины» (приз худшему фильма года). Положительные отзывы зрителей о нём не составили и 15%, тогда как ленту Алана Кросленда хвалили более 60% посмотревших. И это справедливо, так как история отношения главного героя к своей национальности и её культуре в старой версии выражена более рельефно. Не впечатлила и игра актёров. Лоуренса Оливье (старик Рабинович) сочли излишне сентиментальным (кстати, великий британец второй раз сыграл в «Певце джаза» еврея). Положение неожиданным образом спас исполнитель главной роли, популярный певец и автор песен еврейского происхождения Нил Даймонд (р 1941).ПевДж802Для ленты он сочинил несколько произведений получивших большую популярность. Саундтрек кинокартины был выпущен отдельно и принёс больше денег, чем её прокат. В настоящее время оба фильма можно найти в интернете и зритель может сам составить о них мнение. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в американском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>