Дети свинга (США, 1993) Режиссёр Т. Картер

Длительность 109 минут

ДетиСв1В российских сайтах встречается под названием «Свингеры». Добротно сделанная лента посвящена своеобразной разновидности духовного сопротивления нацизму, по форме напоминающей стиляг в СССР. «Swing Kids», или, по немецки «Swingjugend» – любители джаза и свинга в Германии нп рубеже 1930-х – 1940-х. В основном их группы формировались в Гамбурге и Берлине. В них входили подростки 15 – 18 лет, студенты и учащиеся старших классов, ставшие фанатами американского и британского стиля жизни – в одежде, музыкальных пристрастиях. Уже поэтому они оказались противниками национал-социализма и особенно (в силу близости возраста) гитлерюгенда. Трое молодых немцев из Гамбурга Питер Мюллер (Роберт Шон Леонард), Томас Бергер (Кристиан Бэйл) и Арвид (Фрэнк Уэйли) влюблены в свинг. Питер – сын известного скрипача, репрессированного в 1933-м за сочувствие изгнанным из консерватории евреям. Томас также из интеллигентной семьи. Хромой Арвид не может танцевать, но великолепно играет на гитаре и, похоже знает о любимой музыке и об ее исполнителях всё. Друзья регулярно посещают один из центров западной культуры – паб «Бисмарк», где действует танцевальный зал. Здесь собираются их единомышленники, звучат зажигательные заокеанские мелодии и все желающие могут выйти на площадку и «оторваться по полной».

Но расово неполноценная музыка вызывает подозрения у властей, над очагом инакомыслия и его посетителями сгущаются тучи, а на его посетителей готовы навесить ярлык предателей.ДетиСв3Фильм наглядно показывает формы порабощения сознания молодых немцев идеями гитлеризма, пропитанными юдофобией. Так, чтобы избежать наказания за проступок Питер вынужден вступить в «гитлерюгенд», Томас следует за ним из солидарности. Там оба подвергаются тотальной обработке в духе нацистской пропаганды и антисемитизма. Фильм содержит два показательных отрывка. В одном из них юные фашисты смотрят состряпанную против евреев ленту очень напоминающую печально знаменитого «Вечного жида». В другом – некий знаток расовых теорий показывает им биологическую разницу между арийцем и семитом. Главные персонажи в полной мере осознают  тщетность попыток сохранить некую внутреннюю автономию. Все их надежды днем быть фашистами, а вечером – свингерами рассыпаются в пыль. Юношей планомерно превращают в винтиков бесчеловечного режима. Их заставляют следить за горожанами и друг за другом, доносить на близких людей, подвергающихся после этого репрессиям. В результате разрушается их дружба между собой и приходится решать что важнее самостоятельность или вечное прислуживание, свинг и свобода или постоянное рабство, в конце-концов жизнь или смерть. Томас в этой ситуации приспособился к требованиям режима и остался фашистом. Питер же осмыслил для себя трагедию отца, которого пытали в гестапо и выпустили больным, сломленным пытками человеком, способным только умереть. Это и опыт общения с «соратниками» побудили его возненавидеть гитлеризм и он выбрал единственную доступную ему форму сопротивления – верность своим, пусть незрелым, идеалам. При этом юноша понимал, что его путь в ряды нескольких сот вольнодумцев, отправившихся в концлагерь.ДетиСв8На этом фоне особенно рельефно проходит линия Арвида. Группа гитлерюгендовцев остановила его, когда он нёс явно с трудом добытую пластинку Бени Гудмена. Драгоценный диск был разбит, а его владельца жестоко избили, причем один из нацистов, сам в прошлом свингер садистски передомал ему пальцы рук, чтобы он не смог играть «музыку нигеров и евреев». Это не остановило Арвида. Он научился исполнять любимые произведения тремя пальцами. Его слушали с удовольствием, однако в один из дней забредший в «Бисмарк» эсэсовец потребовал от него исполнить «хорошую немецкую песню». Юноша отказался играть для представителя режима «уничтожающего евреев и цыган». Из диалогов ясно, что вскоре после этого, видимо опасаясь ареста, он покончил с собой.ДетиСв2 Среди показанных примет гитлеровского антисемитизма можно отметить эпизод на 8-й минуте, когда Питер и Томас спасают от избиения молодчиками гитлерюгенда религиозного еврея. И дело здесь даже не в сочувствии гонимым. Просто ими руководит естественное чувство порядочности – нельзя же вот так, впятером на одного. Трагикомически выглядит штрих, когда в магазине грамзаписей продавали пластинки еврея Бени Гудмена, имя которого было запрещено в Германии. На оригинальную этикетку диска была наклеена этикетка с именем разрешённого музыканта, но, кому это было нужно знали в чём дело. Параллельно с этим показывается, как гитлеровцы безнаказанно грабят дома репрессированных евреев – именно взятый из такого источника радиоприёмник с проигрывателем Питер и Томас неудачно попытались украсть у благонадёжных хозяев для Арвида. Для любителей хорошего кино интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино. В США лента получила сдержанные отзывы критиков, но в России она явно нашла своего заинтересованного зрителя. Об этом говорят несколько откликов, позаимствованных из сайта «kinopoisk.ru».ДетиСв7«Фильм о том насколько далеко может зайти человеческая жестокость в своем стремлении доказать, что ты — лучший, что ты — выше других. О том как люди, одержимые безумной идеей, превращаются в зверей, забывая о том, что такое любовь, дружба. И о тех, кто противостоит всему этому злу, насилию. Несмотря ни на что. О людях, которых не удалось сломать. И пусть им не все удается. Но рано или поздно их голос будет услышан и справедливость восторжествует. И пока на Земле есть такие люди, верные себе и своим близким, нам нечего бояться».ДетиСв6«Драма «Дети свинга» не совсем о дружбе, как кажется на первый взгляд, она о поиске своей правды, о взрослении и становлении личности, которую не может сломить извращенная идеология, однако тема дружбы служит прекрасной огранкой — наверное потому, что действие очень живое и ненаигранное. Прекрасно выдержан баланс между светлыми счастливыми эпизодами и трагическими моментами, фильм держит в напряжении и меня не отпускает вот уже день. Лично мне не хватало одного — немецкой озвучки, потому что очень уж странно звучали немецкие имена и должности Третьего Рейха, произнесенные с мягким английским прононсом. А вообще, как и бывает с хорошим кино, всего словами не передать. Просто смотрите».ДетиСв9«Такого я не ожидала. Фильм оказался в десять тысяч раз лучше, чем я себе представляла. Все 110 минут просмотра только и делаешь, что приходишь все в больший и больший ужас. Вроде все это тебе уже известно, но когда вот так вот показывают и ты собственными глазами наблюдаешь… как людей обрабатывают и превращают в послушных, бездумных машин, как маленькие дети на улицах кричат «Хайль, Гитлер», как женам отсылают в коробочках прах их мужей, как царит повсюду атмосфера доноса, преследований, бесправия, жестокости… Как смелых, полных жизни мальчишек сравнивают с землей, отнимая у них то, что дорого, ломая понятия дружбы и человечности. Как тех единственных, кто отваживается дать отпор, немедленно стирают с лица земли. Самое ужасное, что все это так и было. И что в меньшей степени, но встретить это можно и сейчас. Маньяки-фанатики, послушная толпа-стадо и меньшинство свободомыслящих. Вот она, формула».

«Очень странно, что  фильм недооценен. Может потому что наши прокатчики почему-то вместо «Дети свинга» дали ему название «Свингеры», надеясь привлечь этим большую аудиторию. Но в любом случае это стоящий для просмотра фильм, потому что отбирать какую-либо деятельность искусства — это глупо и жестоко. Люди всегда будут бороться за то, что им дорого. Это мальчишки боролись не только за свинг, за танцы и вечеринки, они боролись за свободу. Они боролись против убийц, потому что они не желали убивать невинных или быть расистами. Это война не двух — трех людей, это огромная война внутри страны».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>