Люди свободы (Франция, 2011) Режиссёр И. Феррухи

Длительность 94 минуты

народ1Вариант перевода названия «Народ свободы». Своеобразный поворот еврейской темы основанный на исторических фактах участия французских мусульман в борьбе против фашизма. Главный персонаж молодой алжирец Юнес бен Дауд (Тахар Рахим) — собирательный образ выходцев из колоний. Ещё до войны он приехал в метрополию к своему дяде Али После начала гитлеровской оккупации он оказался вынужденным зарабатывать на жизнь перепродажей товаров с чёрного рынка. По сюжету юноша проходит путь от тайного осведомителя французской полиции до активного участника группы Сопротивления. Фильм достаточно правдиво показывает непростую ситуацию в столице страны в 1942 году. Новым властям открыто противостояли коммунисты, которые привлекали в свои ряды недовольных самых различных национальностей и конфессий. Обращаясь к исламской общине, они (надо отдать им должное) делали борьбу против Гитлера составной частью движения за будущее национальное освобождение французских колоний. В то же время, некоторые лидеры религиозных организаций по своему противостояли оккупационному режиму. Имам выдавал документы о принадлежности к исламу всем выходцам из Северной Африки, в том числе и евреям, а мулла Центральной мечети, реально существовавший Си Кадур бен Хабрит (Майкл Лонгсдейл) прятал гонимых в подвалах этого культового здания.

Происходящее вызывало недовольство немецких властей, не желавших открыто восстанавливать против себя мусульман и до поры до времени избегавших репрессий. А вот отзвуки Холокоста во Франции проходят постоянным фоном действия. Они дают о себе знать то приказами на афишной тумбе, то упоминаниями в диалогах о массовых арестах и депортации обречённых в концлагеря, в июне 1942 года.Народ2

Путь в Сопротивление начался для Юнеса с наблюдения за действиями Си Кадура и помощи своему брату Али. Довольно скоро юноша прошёл «боевое крещение», когда отправился передавать фальшивые документы еврейской семье, которую, как выяснилось, уже арестовали. Дети задержанных: мальчик и девочка, укрылись у соседки и она буквально навязала их постороннему человеку. Юнес проводил их в мечеть, где Си Кадур укрыл малолеток вместе с другими отверженными. Главному персонажу пришлось ещё раз спасать девочку в тот момент, когда в мечеть вломились солдаты вермахта, а Сара побежала наверх забрать любимую куклу. Особая страница – отношения Юнеса с земляком Салимом Халали (Махмуд Шалаби). Здесь перед нами образ известного арабского артиста (1920 – 2005), пользовавшегося популярностью несколько десятилетий, много гастролировавшего по странам Северной Африки и мусульманским общинам Европы. Их дружба не прекратилась даже когда бен Дауд узнал о еврейском происхождении певца (его настоящее имя — Симон), то есть, дружить с ним стало опасно.Народ3

Именно с Салали связан показ механизма выявления истинности заявлений о национальной принадлежности и, соответственно, религии задержанных выходцев из Северной Африки. Подозреваемый в еврействе заявлял: «А мой отец похоронен на мусульманском кладбище». Его утверждение проверялось и, если оно подтверждалось, арестованного отпускали. Именно так, по совету Си Кадура, сказал гитлеровцам Салим. При посещении вместе с ним некрополя был обнаружен подходящий по имени памятник. Халали получил свободу, однако (по фильму) именно после этого драматического случая, когда, в случае обмана, ему грозил расстрел, он окончательно присоединился к Сопротивлению. За рассказанным эпизодом стоит исторический факт: мулла действительно распорядился соорудить на кладбище ложное надгробие, чтобы избавить талантливого певца от почти неминуемого ареста и концлагеря.Народ4

Не все в фильме равноценно. Достаточно искусственным выглядит мотив гомосексуальности Салима, не отражённый ни в одном из просмотренных в интернете источников. Он непонятен и при обрисовке главного персонажа, коего сделали бисексуалом. По сценарию проведя единственную ночь с Халали, Юнес влюбился в арабку Лейлу, подпольщицу и алжирскую коммунистку расстрелянную позднее гитлеровцами. Тем самым, заявленная гей-тема повисла в воздухе и никак не отразилась на дальнейшем действии. Она выглядит эдаким реверансом в сторону наступающих в настоящее время в Западной Европе сексуальных меньшинств. Ряд рецензентов и историков считает также сильно преувеличенной отражённую в фильме активность мусульманской общины Франции в деле спасения евреев. Однако, в целом, заслуживает только одобрения попытка французского араба марроканского происхождения Исмаэля Феррухи показать с использованием исторического материала солидарность самых различных слоев населения Парижа в борьбе против нацизма. 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>