Зелиг (США, 1983) Сценарист и режиссёр В. Аллен

Длительность 75 минут

Зелиг1В высшей степени содержательный фильм Вуди Аллена в котором он, используя элементы фантастики, нарисовал характерные черты психологии еврея в галуте (рассеянии). Действие происходит, в основном в 1920-е — 30-е годы. Якобы живший в то время наш соплеменник, сын актёра-неудачника Леонард Зелиг (Вуди Аллен) прославился на всю страну как человек-хамелеон. Его отличала невероятная способность менять внешний облик в зависимости от людей в компании с которыми ему доводилось быть. С афроамериканцами он за несколько минут чернел и становился негром, с китайцами желтел и превращался в азиата, с жирными земляками — толстел на глазах. Общаясь с психотерапевтом мгновенно усваивал его лексику и вполне логично сыпал медицинскими терминами. В чём крылись причины такого чуда? Как утверждалось в фильме «Когда Леонард был ребёнком, над ним часто издевались антисемиты. Родители, никогда не входившие в его положение и обвинявшие его во всем, вставали на сторону антисемитов. Они часто наказывали его, запирая в тёмном чулане. Когда они были особенно сердиты,.. то запирались в чулане вместе с ним». Отсюда всё и пошло. Дойдя до логического конца развития дарования, Зелиг настолько растворился в чужих обликах, что потерял способность быть самостоятельной личностью, перестал осознавать свои поступки сделанные в момент перевоплощения.

Им руководило желание быть таким как все и, одновременно, находиться в центре внимания. Единственным средством возвращения ему своего «я» стала многолетняя любовь психоаналитика Еудоры Флетчер (Миа Фэрроу).Зелиг3

Эта часть истории представляется в фильме главной. (Все остальные хитросплетения сюжета, включая показ антисемитизма в США отошли на второй план). Если сделать вывод из содержания ленты, главных причин для развития невероятных особенностей организма главного героя оказалось две: юдофобия окружающих и недостаточная любовь родителей. Вот только хотел этого или нет режиссёр, но в талантах Зелига он изобразил доведённый до крайности страх многих живущих в галуте евреев привлечь к себе внимание враждебно настроенного окружения. А средством с помощью которого они надеялись обеспечить себе защиту от преследований стала социальная мимикрия то есть растворение в чужой культуре и ценностях В условиях нового и новейшего времени это качество стало фактором облегчающим ассимиляцию, вот только успеха это не принесло — достаточно вспомнить трагедию Холокоста. Так сюжет рассказанный Вуди Алленом приобрёл глубинное звучание, сделав его скромную ленту одним из наиболее ярких художественных комментариев к процессам происходящим в еврействе за пределами Израиля.Зелиг2

Фильм был достаточно спокойно встречен на родине режиссёра. Его восприятию у массового зрителя препятствовало обилие хроники и подражающих ей чёрно-белых сцен. Цветными были только интервью мнимых свидетелей «подвигов» Зелига и людей в своё время общавшихся с ним. Однако за пределами США он произвёл впечатление и закрепил за Алленом место ведущего режиссёра авторского кино в Америке. Лента получила Главный приз Венецианского кинофестиваля и ряд иных премий. Для любителей хороших, серьёзных кинокартин. 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>