Вилла Тума (Израиль, 2014) Режиссёр С. Арраф

Длительность 85 минут

Дебют в игровом кино палестинки Суха Арраф, ранее обратившей на себя внимание как сценаристки двух интересных кинокартин израильского режиссёра Эрана Риклиса «Сирийская невеста» и «Лимонное дерево» (см каталог). Судя по откликам лента по жанру ближе всего к мелодраме, хотя, по мнению критиков, использует чеховские интонации. Действие развёртывается в столице автономии ВиллаТума1 Рамалле вскоре после Шестидневной войны 1967 года. Там живут три старые девы, арабки-христианки из состоятельной, по местным меркам аристократической, семьи Джульетта (Нисрин Фаур), Виолетта (Ула Табари), и Антуанетта (Чериен Дабис) – живут замкнуто и сохраняют в своём доме уклад детства и юности. Совершенно неожиданно, как снег на голову, на них сваливается 18-летняя племянница  Бадия (Мария Црейк). Она выпускница католического приюта в Иерусалиме и, казалось бы, должна понять образ жизни религиозных тёток. Они же решили сделать из неё даму высшего света.

Девушку обучали музыке, рукоделию, этикету; она всё это терпела и была так же послушна, как перед воспитательницами в приюте. Но, когда тётушки пожелали найти ей мужа, соответствующего благородному происхождению семьи, они натолкнулись на активное сопротивление воспитанницы. С её непокорностью в дом старых дев ворвались идеи и атмосфера совершенно иного времени. По отдельным фрагментам трудно судить о художественных достоинствах ленты, но ряд штрихов, несомненно имеет юмористический характер.ВиллаТума3

«Виллу Тума» впервые показали на Венецианском фестивале в рамках программы дебютов. Однако её представление оказалось связано не с высоким профессионализмом или новаторством, а с политическим скандалом. Снятый, в основном, на израильские деньги, фильм был представлен как палестинский. Главные инвесторы (Фонд поддержки кинематографии Израиля (1.300.000 шекелей – или $ 364 000), администрация малого бизнеса министерства экономики (600.000 шекелей), национальная лотерея (114.000 шекелей) усмотрели в позиции съёмочной группы нарушение условий финансирования и потребовали либо официально признать фильм израильским, либо вернуть деньги. Г-жа Арраф, со своей стороны, увидела в таком требовании нарушение своей свободы, как режиссёра и разразилась следующими обвинениями в адрес еврейских властей.ВиллаТума2

«Израиль никогда не считал нас гражданами, имеющими равные права. С момента создания еврейского государства, мы были отмечены как враги и подвергались расовой дискриминации во всех сферах жизни. Почему от меня ждут представления Израиля, да ещё и с гордостью? Должна ли я, как режиссер, автоматически становятся сотрудником отдела общественной дипломатии (??) Министерства иностранных дел? Когда министр иностранных дел (!?) бесстыдно предлагает бойкотировать владельцев палестинских предприятий должна ли я работать на него? Палестинское меньшинство в Израиле имеет право на культурную автономию. У нас есть право не только делать фильмы, которые отражают нашу культурную идентичность, но и определить их как таковые. Если государство Израиль видит себя в качестве демократического и плюралистического государства, оно должна позволить нам эту свободу и остановить кампанию подстрекательства против палестинских художников, которые вырвались за пределы своих границ и посмели поднять головы». Любопытная картина! Пока нужны были деньги, можно было скрывать свои истинные чувства и выпрашивать средства у ненавистных евреев. А когда деньги получены и фильм закончен об источниках финансирования можно забыть и представлять ленту не от страны давшей средства (как принято во всём цивилизованном мире), а так, как заблагорассудится г-же Арраф. На вполне обоснованные претензии можно отвечать оскорбительно – ведь лучшая оборона это нападение. А роль евреев в этой пьесе ясна. Они демократы, плюралисты и когда «двоюродные братья» их грабят и на них плюют, они должны смиренно стоять на коленях, утираться и молить о прощении. Автора каталога эта позиция не устраивает и он классифицирует фильм по государственной принадлежности продюсеров, как израильский, хотя его любопытно посмотреть, дабы понять степень антисемитизма этого творения. (аннотация составлена после просмотра трейлера и по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>