Фрейд (минисериал, Великобритания, 1984) Режиссёр М. Армстронг

Длительность 350 минут (58 х 6)

Фрейд1Самое удачное до сего времени жизнеописание великого еврея Зигмунда Фрейда (1856 — 1939). Обрамление основного действия — показ последних месяцев земного бытия учёного, когда вывезенный из захваченной фашистами Австрии, страдающий раком старик, вспоминает различные эпизоды из своего долгого жизненного пути. Доверие к фильму усиливает умный сценарий (Кэри Харрисон), показывающий неоднозначную, но исключительно талантливую личность одарённого еврейского исследователя из провинции, поставившего себе цель добиться признания в столице империи — Вене. Создатели ленты поставили перед собой сложную почти невыполнимую задачу — донести до зрителя суть психологического метода великого учёного. Отсюда обилие теоретических рассуждений, споров с именитыми и не очень коллегами, современниками Фрейда, подробный показ его сеансов психоанализа. Не менее важным компонентом повествования стало изображение непростых отношений Зигмунда с его близкими, прежде всего с женой Мартой (Хелен Борн), её сестрой Минной (Сюзан Бертиш) и дочерью Анной (Элисон Кей) Создать, опираясь на столь непростой материал, жизненный образ учёного — дело крайне сложное, тем более, что Фрейд в подаче авторов сериала отнюдь не идеальный жрец высокой науки.
Перед нами предстаёт противоречивый и часто мятущийся человек увлекающийся новыми идеями, но способный переходить от одной позиции к другой, если пройденный этап становится тормозом для дальнейшего развития. Чего стоит подробный показ пристрастия исследователя к кокаину в котором Фрейд несколько лет увидел чуть ли не панацею от многих заболеваний, не сразу рассмотрев его свойства наркотика, вызывающие у пациентов стойкую зависимость. Достаточно Фрейд3 отчётливо просматриваются постоянные сомнения знаменитого психиатра в своих достижениях, основанные на том, что используемый им для своих заключений материал из жизни пациентов, их сны, галлюцинации, детские впечатления лишь с большой натяжкой можно признать объективными данными. (Кстати, логически и художественно оправдано  изображение в шестой серии того, как по мере развития болезни и ухудшения физического состояния Зигмунд всё более оказывался во власти всплывающих из памяти и подсознания видений и обрывков воспоминаний). Именно поэтому отец психоанализа постоянно искал подтверждения своей теории “апробируя” её положения на близких людях. В такие моменты Фрейд бывал с ними деспотичен, требовал безусловного доверия и подчинения, жестоко открывал перед ними тёмные стороны своей натуры, заведомо зная, какое неприятное впечатление это на них произведёт. Вот с таким сценарием имел дело исполнитель заглавной роли Дэвид Суше и надо особо подчеркнуть его актёрскую победу; он сумел насытить заглавную роль жизненной энергией и создать убедительный в своей противоречивости образ великого психолога.

Фрейд2

Оставим в стороне многие аспекты содержательного сериала и обратимся к интересующей нас теме. На экране мы видим еврейское окружение Фрейда: его в достаточной мере ассимилированную семью, в которой отец, небогатый коммерсант Яаков (Говард Горни) лишь иногда появлялся в кипе. В большей степени соблюдают традицию родители будущей жены главного персонажа Марты Бернайс. Они настаивают на традиционном бракосочетании под хупой и девушка просит жениха перед свадьбой выучить необходимые слова свадебного обряда на иврите. Но ассимиляция не защищает от юдофобии, которая постоянно маячит на горизонте еврейских семей. Недаром Минна объясняет в одном из эпизодов почему еврейские женщины боятся ходить в одиночку по Гамбургу – «стыдно жить в таком городе, где мужчины могут сказать, что евреев нужно посадить на корабли, вывезти в море и там утопить». О том же известная из воспоминаний Фрейда и рассказанная им с экрана история, когда он в юности шёл с отцом по улице и какие-то антисемиты с насмешками сбили с Яакова шляпу. Тот, не возразив ни слова, поднял головной убор и пошёл дальше. «Никогда я не видел отца таким жалким и униженным» – заключил Зигмунд. (Этот факт показан в ленте Акселя Корти «Молодой доктор Фрейд» – см каталог). Подчеркнём, случившееся произошло за много десятилетий до Холокоста.Фрейд4

И, вместе с тем, показано как великий психоаналитик испытывал притягательное воздействие европейской культуры. По фильму оно началось с рассказов его няньки Терезы — истово верующей католички, знакомившей впечатлительного ребёнка с основными понятиями христианства. Не оттуда ли любовь Фрейда к Италии. Авторы кинокартины неоднократно упоминают и показывают его поездки в Рим, Флоренцию, где он посещал музеи, соборы. Такие визиты расширяли его кругозор, оживляли мышление, подталкивая к неожиданным для его инонациональных коллег выводам. В этом умении синтезировать знания существующие в рамках различных культур и обобщать их. Ведь и свою теорию о значении сексуальности в жизни людей он создал на основе бытующих среди врачей мнений о важности интимной сферы. Отсюда же его способность предлагать неожиданные способы лечения. Вот он предлагает знаменитому Шарко стереть из сознания одной из пациенток с помощью гипноза роковые воспоминания, ставшие причиной тяжёлого нервного расстройства. Ведь тогда болезнь может покинуть её совсем. Но смотрите какой ответ вкладывают создатели ленты в уста французского психиатра. «Такое мог предложить только еврей (…) Евреи — граждане мира. Это люди внешне практичные, жесткие, интеллектуальные. Но под этой маской солидности они мечтатели, движимые чувством вины и от чего-то бегущие. От чего? Зачем пытаться стереть прошлое? Вы хотите сделать эту больную вечной, как Вечный жид?» Похоже Шарко связал причину появления столь необычного метода с желанием многих евреев вытравить из памяти столетия преследований их общин в европейских странах. Фильм не уточняет подтекст такого высказывания. Оставим и мы своё утверждение на уровне предположения.Фрейд5

Сложившись как виднейший специалист своего дела на стыке культур, Фрейд, тем не менее не допускал и мысли отказа от принадлежности к еврейству. А ведь он прекрасно понимал, что стоит только креститься и карьерный рост, в частности быстрое получение вожделенного звания профессора, был бы ему обеспечен. Но по фильму он осудил соплеменника Малера (знаменитый композитор и дирижёр), когда тот принял протестантизм ради места директора Венской оперы. Верность своей “пятой графе” объясняет интерес Зигмунда к истории и культуре своего народа, хотя его толкование страниц прошлого (например биографии Моисея) носит откровенно полемический характер. Но главное его вклад в психологию, который, при всей спорности ряда положений, огромен. Эпитафия учёному — слова Софокла «Он разгадал загадку сфинкса». Естественно, далеко не на все вопросы Фрейд дал ответы, но он повернул человечество к самопознанию. И, если зрителя не устрашат сложности восприятия сериала, он найдёт в нём богатую пищу для размышлений. Материал для понимания вклада евреев в мировую науку.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>