Что дал тебе Б-г? (Франция, 2014) Режиссёр Ф. Де Шоврон

Длительность 97 минут
Что далБ1Русский достаточно вольный перевод этого претенциозного названия – «Безумная свадьба». Комедия на злободневную для современной Франции тему. В центре внимания образцовое провинциальное буржуазное семейство Верней — солидный нотариус Клод (Кристиан Клавье) и его супруга Мари (Шанталь Лауби) — домохозяйка и истовая католичка. У четы четыре взрослых состоявшихся дочери и три из них уже нашли мужей в полном соответствии с демографической и мультикультурной ситуацией в стране, когда найти приличного парня соплеменника крайне затруднительно. Старшая – художница Сеголен вышла за банковского работника китайца Чао Линга, вторая – правовед Изабель — за коллегу, араба Рашида, третья – стоматолог Одиль (Юлия Пиатон) — предпочла бизнесмена еврея Давида (Ари Абиттан). Такой  симбиоз даже привел однажды в полное изумление офицера полиции, который счёл его дурной шуткой. В силу разных религий женихов и невест бракосочетание было только светским и происходило в мэрии. Естественно, каждый из мужей — оказался типичным порождением своей национальной среды и носителем отрицательных стереотипов по отношению к иным этносам. На первых порах это приводило к разного рода конфликтам, когда «цветное семейство» (прозвище Вернеев в городке) собиралось за обеденным столом. 

Клоду и Мари приходилось быть предельно осторожными, дабы даже случайно не подать повод к ссоре и сохранить за межнациональным столом мир. Теперь родители возложили последние надежды исключительно на младшенькую – юрисконсульта при телеканале Лауру, видя в мечтах хоть одного зятя француза-католика и религиозное бракосочетание в божьем храме. Девушка, вроде бы, не подвела. По её словам жениха звали Шарль, он хоть и актёр, но католик, что тешило душу стариков. Однако, планы папы с мамой поставлены под угрозу, когда всплывает маленькая деталь которую дочь долго не решалась сообщить родителям: её избранник – уроженец Кот-Д’Ивуара и, соответственно, чернокожий…Что далБ5«Удивительная у вас семья» – обращается к будущим тестю и тёще новоявленный родственник – “если бы вы имели пятую дочь, она бы выскочила за цыгана”. Папа невесты находит в себе силы на ответ: «Да, благодаря вам у нас теперь есть все цвета радуги». Однако перспектива иметь внуков цвета ваксы привела Клода и Мари в предынфарктное состояние, («мы словно в чёрной тьме»). С ними произошёл нервный срыв. Мама прекратила регулярные визиты в церковь и зачастила к психоаналитику. Папа вооружился бензопилой и начал уничтожать все деревья вокруг дома. При этом страшнее всего для несчастных запуганных толерантностью родителей была даже не возможность иметь чёрных внуков, а перспектива того, что окружающие заподозрят их в расизме. Поддержка пришла с неожиданной стороны – от замужних сестёр и, особенно, их мужей. От них зритель услышал возгласы: «Шоколадный заяц угроза для семьи, в которой мы только что обрели гармонию», «Три чистокровные француженки вышли замуж за иммигрантов, но четвёртую нужно спасти». «Второго араба в семье я бы убил, особенно марроканца» – заявил выходец из Алжира Рашид. «Я не потерплю второго китайца в семье» – вторил ему Чао Линг. Именно у него возникла провалившаяся идея скомпроментировать Шарля и тем расстроить брак. Но, комедия это комедия. Преодолимыми оказались все противоречия, в том числе между Клодом и Андреа, папой Шарля, в прошлом военным ненавидящим белых. На этом фоне рельефно смотрятся женщины разных рас выступающие источником терпимости (слова Мари: «Надо быть толерантным, открытым, слушать других»).Что далБ2Как верно заметили зрители семья Верней олицетворяет прекрасную половину Франции, титульный этнос которой исчезает просто на глазах, а его заменяют чужестранцы. Правда все мужья-иммигранты – патриоты новой родины. Достаточно увидеть парадоксальную сцену, где китаец, араб и еврей, прижав руки к груди, прочувствованно поют государственный гимн – «Марсельезу» – вот они, по мнению создателей фильма (и не только их), истинные “новые” французы. И в католический храм могут на рождественскую мессу сходить, дабы не обидеть родителей жён. Но только что их объединяет? Религия и культура – вряд ли. Скорее уж выпивка и прибыль. Характерен в этом плане проект продажи халяльного (изготовленного по исламской технологии) мяса для 5 миллионов французских мусульман. Рынок в стране определён; доход просчитан. И вот уже банк Чао Линга финансирует бизнес, Давид (еврей?!) выступает организатором производства, а Рашид готов обеспечить юридическую защиту от единоверцев недовольных вторжением неверных в сферу их экономических интересов. А где же развитие национальных французских традиций? Они исчезают вместе с их носителями. И драматической тенью сомнения в правомерности ассимиляции французов инородцами выглядят слова трёх устроивших личную судьбу сестёр младшенькой Лауре: «Ты последняя надежда родителей заполучить нормального мужа». Считают ли они в глубине души, что у них всё в порядке?

Что далБ3На этом фоне еврейская тема лишь один из аспектов заявленной в ленте проблематики, подтверждающий выше сказанное. В одной из первых сцен нам показывают брит-милу сына Давида. (Кстати, его чадо не галахическое и непонятно какой моэль согласился сделать операцию – реформист?) Но ритуал не более чем предлог для пикировки еврея и араба о преимуществах иудейского и исламского способов обрезания и пары юмористических эпизодов о судьбе кусочка младенческой крайней плоти. В дальнейшем все национальные различия растворяются в общем потоке развития сюжета, ведущего к полной победе толерантности. Межнациональный брак заключается в католическом храме под звуки музыки сына крещённых евреев, протестанта Мендельсона и под возгласы полного собора разноплеменных гостей «За молодых». В финале Клод и Мари решили объехать мир и посетить родителей всех своих зятьёв в Пекине, Алжире, Тель-Авиве и Абиджане. Словом, как видно из названия, следует принимать и приспосабливаться ко всему, что даёт Б-г.Что далБ4Известные насмешники французы любят повеселиться, поэтому комедия на столь злободневную тему оказалась лидером проката 2014 года. Но отношение к подобным лентам различно: кто-то посмеётся, а кто-то задумается. Приходит на ум старое выражение «человечество смеясь расстаётся со своим прошлым». Но, одновременно вспоминается другое “Над чем смеётесь?” Рассказанная история даже у стороннего зрителя вызывает печаль, но не фактом заключения межнациональных браков между представителями далёких друг от друга культур – в наши дни этим никого уже не удивишь. В ней “де факто” признается ненужным сохранение многовекового духовного потенциала в угоду вознесённого на пьедестал идола толерантности.  И такая точка зрения на экране страны не единична – достаточно вспомнить французскую ленту четырехлетней давности «Имена людей» (см каталог) с её моралью “Полукровки – будущее человечества”. Такова европейская реальность.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>