Очевидец (США, 1981) Режиссёр П. Йейтс

Длительность 98 минут
Очевидец1Другие переводы названия «Свидетель», «Мусорщик». Гибрид детектива и боевика с мелодрамой. Ветеран вьетнамской войны, американец с ирландскими корнями Дэррил Дивер (Уильям Харт) работает уборщиком в огромном здании где-то на Манхеттене. Одинок. Для бывшего морского пехотинца чуток и интеллигентен, а потому застенчив с женщинами. Держит собаку и платонически влюблён в известную тележурналистку Тони Соколофф (Сигурни Уивер), увиденную на экране. Однажды ночью во время дежурства он нашёл в кабинете труп главы транснациональной компании вьетнамца Вонга. Утром среди толпы собравшейся у входа главный персонаж увидел женщину своей мечты, Желая привлечь к себе её внимание, Дэрилл намекнул во время съёмки сюжета, что располагает некой информацией о преступлении. За их контактами с тревогой и заинтересованностью следили коллеги убитого, полицейские, а также замешанные в эту неприятную историю приятель главного героя Альдо Мерсер (Джеймс Вудс) и бойфренд Тони Иосиф (Кристофер Пламмер). Все они повисли на хвосте у основной пары, и на фоне динамичного сюжета состоящего из преследований и недоразумений развернулась традиционная история любви, приводящая к хэппи-энду. При чём же тут еврейская тема?

А она есть и выплыла уже в начале действия в эпизоде благотворительного камерного концерта, закончившегося пением «Эвейну шалом алейхем». Оказалось мероприятие организовали американские евреи с целью сбора средств на вывоз соплеменников из СССР. Как выяснилось при этом, мисс Соколофф — еврейка из весьма обеспеченной семьи, а её избранник Иосиф, активно снующий между Нью-ЙоркомMSDEYEW EC003 и Тель-Авивом, – видный сотрудник программы по доставке освобождённых из-за железного занавеса на Землю обетованную. («Россия дала нам жизнь, Америка — надежду, а Израиль — цель жизни»). Именно он сотрудничал с покойным Вонгом, имевшим свои каналы для нелегальной доставки денег в Москву. Там эти средства использовались для подкупа советских чиновников, выдававших евреям выездные визы. Вот только вьетнамца сгубила жадность и попытка шантажировать подельников, поэтому Иосиф его ликвидировал. Затем наступила очередь Дэрилла, который, кроме всего прочего, вызвал у посланца Тель-Авива чёрную ревность ухаживаниями за Тони. Однако покушение провалилось и, вдобавок, предполагаемая жертва увидела убийцу. Но Иосиф не остановился и замыслил новый коварный план. Используя родителей Тони, он заманил Дэрилла в ловушку оказавшуюся роковой для него самого.
Развитие сюжета ставит под сомнение нравственность всей деятельности сионистов в поддержку евреев СССР и имеет заметный антисемитский душок. И такую позицию не заглушают высказанные с экрана соображения родителей главной героини в правомерности деятельности Иосифа. «Не хотел бы получить выездную визу ценой гибели невинного человека» – говорит её отец и получает ответ злодея: «А  откуда вы знаете какой ценой выехали». Однако создатели ленты не собирались углубляться в затронутые проблемы. Их вполне устраивал лихо закрученный сюжет и эффектная финальная сцена, в которой критики усмотрели влияние Хичкока. Зрители и рецензенты в целом невысоко оценили ленту Йейтса. Похвал удостоился ведущий дуэт: Харт — Уивер, но это относится не столько к сюжету, сколько к таланту исполнителей, сумевших вдохнуть жизнь в созданные ими образы. Что же касается сюжетного хода с вывозом евреев из СССР, он был справедливо назван спекуляцией на еврейской теме.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>