Гет: процесс Вививан Амсалем (Израиль, 2014) Режиссёры Р. и Ш. Алькабец

Длительность 115 минут
Гет1Отклики характеризуют фильм, как очень реалистическую психологическую драму значительная часть действия которой развёртывается в зале суда и зале ожидания. Стержень сюжета — пятилетняя, изнурительная борьба главной героини Вивиан Амсалем (Ронит Алькабец) за получение разводного письма (гет). Для понимания смысла происходящего необходимо напомнить некоторые особенности еврейского брака. Он совершается в соответствии с особым договором (ктуба), который перечисляет обязанности сторон. Если муж не выполняет своих обязательств, жена имеет право подать на развод. Но, в случае видимого соблюдения договора, гет можно получить только с согласия супруга. Если муж «добро» не даёт, женщине остается либо смириться и вернуться в семью, либо, как это делает Вивиан, снова и снова подавать прошение в религиозный суд и проходить всю процедуру, с заслушиванием свидетелей, прениями адвокатов, решением судей. Каждый раз её сурово допрашивают об отношении к мужу, к браку, обязанностям в семье, напоминают о необходимости подчинения. Главная причина решения женщины – уйти от нелюбимого супруга в расчёт не принимается. Но именно этот мотив руководит Вивиан и побуждает её раз за разом стремиться к свободе, хотя позиция судей не оставляет ей никакой надежды на успешный исход дела.

Положение осложняется тем, что действие фильма развёртывается в среде марокканских евреев. Их отличает не просто религиозность, а вынесенное из мусульманской страны исхода убеждение в верховенстве мужчины в семейных делах. К этому добавляется боязнь общественного мнения, осуждающего развод. Поэтому родственники подвергают непокорную женщину мощному психологическому прессингу, уговаривая вернуться в семью. тем более, что следующий традиции муж Элияху готов на какие-то уступки. Но нет взаимного чувства, следовательно отсутствует согласие между близкими. Муж видит корень зла в поведении Вивиан, в её воздействии на детей. Они, со своей стороны поддерживают мать.Выстоять в такой обстановке можно только имея глубокую убеждённость в своей правоте и большую силу воли, но и они не беспредельны… Фильм удостоен главного приза Иерусалимского фестиваля показывался на ряде киносмотров и получил отличную прессу и отклики зрителей. Особо отмечается игра Ронит Алькабец. Ниже приводятся отклики на него, взятые из англоязычной прессы.Гет2
«Ронит и Шломи Элькабетц решают фильм минимальными средствами. (…) Вивиан почти бессменно появляется в черном, а когда переодевается в красное и затем в белое, этим изменением цвета готовится кульминация. Белая кофточка (…) вовсе не означает капитуляцию, в момент упорного отказа мужа произнести заветные слова о том, что он допускает притязания на жену другого мужчины. Цвет лишь подчеркивает чистоту и незащищенность женщины, готовой идти до конца, даже если это сулит ей вечное одиночество. По сути, сюжет о разводе является размышлением о сладком для евреев слове «свобода», одинаково важном для женщин и мужчин. Он также показывает, как религиозный закон веками поддерживал патриархальную систему отношений, которая постепенно расшатывается под воздействием влияния иных культур в современном израильском обществе (в фильме важен момент, в котором одна из свидетельниц напоминает о совсем другом отношении к разводам среди русских репатриантов). Этот система отношений все еще прочна и ставится под сомнение только отчаянными одиночками из «коренных» израильских евреев, натерпевшимися личных страданий и травм и готовыми быть в этом вопросе радикальными».Гет3
Многие фильмы изображают религиозные сегменты израильского общества, как романтичные и экзотичные. Ничего подобного в фильме нет. В течение пяти долгих лет Вивиан проходит путь мучений и унижений; она страдает. Временами «Гет» смешит зрителя, подчеркивая гротескность бракоразводного процесса. Даже в зале суда иногда вспыхивает смех, когда свидетели с обеих сторон пытаются определить, может ли Вивиан уйти от мужа. (…) Было интересно посмотреть фильм в не-израильской аудитории – которая менее знакома с силой раввинских судов и религиозного права довлеющими над израильской жизнью. Зрители смеялись в нужных местах и громко аплодировали в течение нескольких минут во время финальных титров. По-видимому их убедило изображение одного из аспектов жизни израильского общества, столь же реакционного в отношении женщин, как и в самых отсталых странах“.

Гет: процесс Вививан Амсалем (Израиль, 2014) Режиссёры Р. и Ш. Алькабец: 1 комментарий

  1. Уведомление: Умерла Ронит Элькабец - relevantrelevant

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>