Место в раю (Израиль, 2013) Сценарий и режиссура Й Мадмони

Длительность 111 минут

Местовр1Серьёзный фильм-размышление о духовных ценностях евреев живущих в Израиле. Охватывает почти сорок лет, но в нём прозвучал и отзвук трагедии Холокоста. В действии можно выделить несколько сюжетных мотивов и содержательных слоёв, большая часть которых связана с биографией командира спецназа, Шмуэля Алипаза (Алон Абутбуль) по прозвищу Бэмби, ведшего борьбу с арабскими террористами ещё в конце 50-х. Как типичный представитель светского поколения сионистов, он не придавал значения традиции, считая её ничего на значащими домыслами. Однажды, когда после успешной операции, его отряд вернулся на базу помощник повара, религиозный еврей Симха Минец (Йосси Поллак), сделал офицеру комплимент в том плане, что жертвующему собой ради своих собратьев, уготовано место в раю. Неверующий вояка, проголодавшийся за время операции, с легкостью продал свой дар за порцию шакшуки (яичницы с помидорами и приправами), которую Симха должен был готовить ему ежедневно в течение месяца. (Явная перекличка с историей о продаже Эсавом права первородства за чечевичную похлёбку, описанная в 25 главе книги «Берешит») Сделку оформили соответствующим договором, каждая из сторон получила по копии документа. Эпизод отодвинулся на второй план с тем, чтобы «выстрелить» к концу фильма.

Следующий фрагмент. Шмуэль встретил и полюбил дочь сефардского еврея Аялу (Ротем Зисман). Она согласилась выйти за сурового офицера-ашкеназа только после разрешения отца. А старый Муса-Моше (Габи Амрани), крестьянин, уже потерявший на земле Израиля трёх сыновей, поставил условие будущему жениху отработать год на его поле (и опять вспоминается история Яакова и Рахель из книги «Берешит»,). Чувство победило — Алипаз тяжело трудился на скудной, каменистой земле, даже не откликнулся в это время на зов родины – не пошёл воевать (наверное это была война 56 года), и всё-таки добился своего. Сыграли свадьбу, после чего покорная Аяла, истинно восточная женщина, покинула родительский дом с супругом, оставив в нём одинокого отца. Но перед уходом Шмуэль (снова пренебрежение к традиции в сочетании с душевной черствостью) нанёс тестю тяжёлую обиду: отказал в просьбе прочесть после его смерти Кадиш. Не отсюда ли последующие испытания выпавшие на долю семьи Алипаз? Ведь Аяла со значительным перерывом родила двух дочерей, а третий ребёнок — долгожданный сын стал невольной причиной смерти матери. Последовавший вскоре второй брак восстановил против отца всех троих детей.местовр2

Центральный образ Шмуэля Алипаза по мнению рецензента из газеты «Хаарец» вобрал в себя элементы личностей многих израильских полководцев. Но, весь заимствованный из жизни материал явно понадобился режиссёру, чтобы обосновать свою концепцию противоречивой и неоднозначной личности типичного бойца-сабра эпохи создания государства. В ней сочетаются такие трудно сопоставимые черты, как суровость, доходящая до жестокости и вспышки столь же неистовой любви, перехлёстывающие в сентиментальность. Уже в самом начале мы видим «отца солдатам», заботливого по отношению к бойцам. Во время тяжелейшей Войны Судного дня он, как и положено офицеру ЦаХаЛа, шёл в первых рядах, показывая пример подчинённым и жертвуя жизнью для их спасения. Он способен заставить бойца жить и умереть только победив, подобно тому, как это произошло со связистом Нимродом. Но при этом воспринимает его смерть как гибель собственного ребёнка. Он будет вдохновлять бойцов скупыми и чёткими фразами («Вы видели сирийцев сегодня. Они сражаются как львы, но я хочу доказать, что вы лучше») и они отвечают ему кратко: «Да, командир». Всё просто, без крика, показных эмоций, или ложного пафоса, но на высочайшем внутреннем эмоциональном накале. Не случайно, как можно догадываться, его подвиги отмечены не только генеральскими погонами, но и высшей наградой военачальника — любовью и уважением солдат.Местовр4

Но у этой личности есть и другая, тёмная сторона. Постоянная вражда с соседями, отсутствие прочного мира на границах и многолетняя война с террористами научила его четкому разделению людей на своих и чужих, воспитала в нём жестокость к врагам. Шмуэль живёт по принципу «Око за око, зуб за зуб». Поэтому когда много лет спустя буквально перед назначением его Начальников штаба ЦаХаЛа, выплывает информация о том как он и его подчинённые кастрировали трупы врагов генерал не чувствует раскаяния («Тогда это было так. Они делали нам, мы делали им в ответ») Хочешь или нет, но вспомнишь восходящую к Голде Меир фразу «я ненавижу арабов за то, что они делают из наших сыновей убийц». Мгновенно рождается вопрос: а есть ли противодействие этой разлагающей душу заразе. Вольно или невольно авторы фильма подталкивают нас к выводу, что лекарством против бациллы насилия смогли бы стать гуманистические принципы иудаизма, но это, как раз то самое наследство от которого главный персонаж отказывается. А отсутствие традиционных ценностей в духовном багаже Шмуэля разрушают его способность полноценно общаться с другими и (что ещё более важно) контакт с сыном. Отсюда атмосфера одиночества, прочно утвердившаяся в доме главного героя вплоть до его трагической гибели от рук арабского террориста.Местовр5

Отношения Алипазов старшего и младшего – важнейшая сюжетная линия и тема для отдельного разговора. Едва ли случайно сын генерала получил имя его друга — погибшего солдата. Не случайно Шмуэль с детских лет воспитывает в сыне борца, защитника Эрец-Исраэль. Но и с самым близким по крови существом отец требователен, а в случае непонимания или неповиновения доказывает свою власть и точку зрения оплеухами. К тому же имя Нимрод в библейской традиции окружено плохим ореолом и юноша пожелал изменить его. Рав к которому он обратился за советом, рассказал ему древнюю историю, о встрече и столкновении двух злодеев — Нимрода и Эсава — поединке в котором хитрость одолела силу. (Любопытно, на экране в этот момент мы видим единоборство Шмуэля и Нимрода, которое имеет явно личностный подтекст) Вывод мудреца не знающего о конфликте отца и сына: каждое имя содержит свою силу и только от человека зависит на что он её направит. Нимрод, (Том Грациани) не приемлющий многие черты личности отца, но воспринявший от него не только хорошее, но и дурное, отказался (точнее, отрёкся) от военной карьеры и ушёл в иудаизм. В религиозной общине он нашёл столь нужную ему душевную теплоту и взаимопонимание. Но желание жить по канонам традиции оказалось лишь началом перерождения юноши. Для полной гармонии необходимо научиться прощению и великодушию по отношению к другим, а Нимрод отказался принять протянутую руку отца, не смог наладить отношений с собственной женой. Понадобилось потрясение после смерти Шмуэля, пробудившее чувство вины за желание причинить боль ушедшему навсегда и опасение, что он идёт в ад. Вот тогда-то сын и устремился а поиски Симхи Нимеца, чтобы спустя 40 лет заставить того расторгнуть сделку. Запоздалое намерение, ибо по замыслу создателей ленты Шмуэль и Симха встречаются уже в мире ином. Именно там перед окончательным судом Алипаз узнаёт о мотивах полузабытого уже решения молодого религиозника, восходящих к трагедии Холокоста…

Местовр3

Сценаристы отмечают фильм как работу на высоком художественном уровне, склоняющую к размышлениям и вызывающую различные ассоциации. Его создатели представили своё видение характера израильтянина на фоне больших исторических событий, показав на какие истинные ценности ему опираться и каких ложных следует опасаться. Великолепный образ создал Алон Абутбуль. Для Йоси Мадмони это второй интересный фильм, после «Доброе утро, г-н Фидельман» (см каталог) Для любителей хорошего израильского кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>