Валленберг: история героя (минисериал Югославия-США, 1985) Режиссёр Л. Джонсон

Длительность 200 минут (4 х 50)

Валленберг2

Первое отражение в игровом кино подвига шведского дипломата Рауля Валленберга (1912 – 1947). Сценарий создан на основе документальной книги Фредерика Уэрбелла и Торстона Кларка «Потерянный герой: тайна Рауля Валленберга». Эпиграф показывает дерево этого праведника мира, посаженное в музее «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. Основное действие начинается вечером 30 апреля 1944 года в трёх местах. В Швеции, в загородном доме Валленбергов, молодёжь весело отмечает Вальпургиеву ночь, а Рауль (Ричард Чемберлен) дурачась изображает бесноватого фюрера. В этот же момент в Венгрии фашисты развлекаясь жгут синагогу, а явившийся во дворец к диктатору Хорти посланник Гитлера Адольф Эйхман (Кеннет Колли) обсуждает с ним план уничтожения 800.000 тысяч местных евреев. Когда Валленберг через три месяца приезжает в Будапешт, первое, что он видит из окна прибывшего поезда, отправляющийся эшелон заключённых, с мольбой простирающих руки из зарешеченных окон (К этому времени половина несчастных уже стала жертвой репрессий). В городе вовсю шли аресты евреев и раскручивалась депортация. Толпы несчастных людей осаждали шведскую миссию, как последний шанс на спасение.

Новичку необходимо было немедленно, во-многом на свой страх и риск, принимать ответственное решение. И он не колебался, начав тысячами выдавать всемВалленберг1 нуждающимся шведские документы. Гитлеровцы в союзе с местными фашистами препятствовали его деятельности и Валленберг изобретательно препятствовал противнику в осуществлении изуверских замыслов. Сериал многословен, недостаточно динамичен, носит информативный характер. Он иллюстрирует отдельными эпизодами факты хорошо известные из различных источников. Вот Валленберг присутствует при открытии купленного на деньги своей страны большого жилого дом. Над ним поднят флаг Швеции и там живут евреи. Нацисты не могут ворваться внутрь и произвести аресты, ибо это территория другого государства. (А таких зданий было 32, да к ним ещё 2 больницы и столовая). Вот неутомимый дипломат приезжает в трудовой лагерь, куда заранее Валленберг3нелегально доставили и раздали шведские паспорта. Несмотря на вызывающее поведение эсэсовцев, Валленберг производит перекличку и уводит всех евреев предъявивших соответствующие документы. А вот он же буквально вырывает узников из эшелона готового отправиться в лагерь смерти… Всё это, конечно, хорошо, но кинокартине не хватает ярко выписанных характеров, столкновения личностей. Очевидно, почувствовав это, авторы фильма выстроили основную ось конфликта, как личный поединок Адольфа Эйхмана (военного преступника, позднее судимого в Израиле) и Валленберга. Это подчёркивается эпизодами их встреч, внешне проходивших с дипломатической вежливостью, но, по сути, представляющих столкновение двух непримиримых идеологий. И в этом единоборстве Кеннет Колли (Эйхман), создавший образ законченного мерзавца, скрывающего звериную сущность елейной улыбкой актёрски выглядит интереснее Ричарда Чемберлена (Валленберг). В целом, мини-сериал сделан корректно, но не более того. Тем не менее, он был удостоен 11 премий «Эмми». Вероятно за открытие темы героического сопротивления конкретной личности Холокосту. (аннотация написана после просмотра оригинального варианта фильма. С русской озвучкой сериал не найден)

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>