Пастораль 43 (Нидерланды, 1978) Режиссёр В. Верстаппен

Длительность 123 минуты

Пастораль1Добротная экранизация романа крупнейшего голландского писателя Симона Вестдейка (1898 – 1971). Этот, уже не новый фильм вносит совершенно неожиданную ноту в картину европейского противостояния «третьему рейху», связанную со спецификой положения Голландии в годы войны. Особенность его взгляда в том, что после захвата страны гитлеровцы не зверствовали здесь как в Польше или на территории СССР. Они правили кошачьей лапкой, опираясь на местных фашистов и вмешиваясь только тогда, когда это по их мнению было необходимо. Поэтому сохранялась видимость мирной, цивильной жизни, а группы антифашистов в стране были разрозненны, малочисленны и стали усиливаться только 1943-м, когда развернулась история, рассказанная в «Пасторали». В центре сюжета группа интеллигентов, создавших подпольную организацию в городке Бетюв. С ней сотрудничает и главный персонаж Иоганн Шульц (Фредерик де Гроот), выросший в смешанной семье, но переделавший фамилию на голландский манер в Скюльтс и ставший патриотом второй родины. Все они занимаются мелким саботажем и укрывают от оккупантов нежелательных лиц. По их протекции в расположенном в тихом месте фермерском хозяйстве Бовенкампов прячутся четверо беглецов: двое юношей не желающих работать в Германии, подпольщик Мартенс и Ари Коэн Кац (Хейн Буле).

Именно с его появлением в сюжете появляется еврейская тема. Впрочем, глядя на него не скажешь, что это представитель гонимого этноса. Несмотря на пережитый страх ареста и депортации, невзирая на потерю жены и детей, Коэн (на фото рядом он второй слева) спокоен, уравновешен, даже щеголеват. Пастораль3В деревне тяготится унылым сельским существованием, втайне презирает своих спасителей, а его главное желание — вырваться в обожаемый им Амстердам и прикоснуться к культурной жизни. В конце-концов Ари Коэн добивается у своих благодетелей разрешения съездить на пару дней в столицу. (С собой он захватил и одного из собратьев по несчастью — голландского паренька Яна). Довольство Каца безгранично – «я рад сбежать от этих дурно пахнущих людей с потными ногами». Выйдя на улицу центрального города, устремляется к первому островку цивилизации — к писсуару. А дальше его путь лежит в кампанию знакомых. Им стоит с гордостью сообщить как он живёт в чудесном сельском домике, послушать квартет, а на вопрос «есть ли что-нибудь от жены» ответить «давай не будем об этом». После концерта можно хорошо выпить, пообжиматься с симпатичными знакомыми дамами, а когда на улице появится немецкий патруль, завопить в открытое окно «здесь евреи» и после такого «геройского» поступка опрометью устремиться в убежище. Очень трудно увидеть в подобном персонаже страдальца и жертву Холокоста. Но на деле так оно и получилось. Его спутник Ян, сбежав от Коэна, имел глупость явиться в комендатуру и после минимального давления «заложил» и фермера и сотоварищей по несчастью. Нагрянули вполне реальные оккупанты, арестовали всех, вывезли в неизвестном направлении, а ферму сожгли.Пастораль2Дальнейшее развитие событий уже почти не касается еврейской темы. Группа подпольщиков ищет предателя, в результате чего страдает непричастный местный фашист. Сколько при этом старомодно-идеалистической заботы о чистоте своих рук, о нравственной оправданности действий. Максимум слов и минимум действия при абсолютном непрофессионализме горе-подпольщиков. Воистину пастораль в которой сквозит горькая усмешка! Не случайно брат Иоганна, убеждённый фашист, оберштурмбанфюрер Август Шульц (Рутгер Хауэр), явившийся спасать родную кровь из тюрьмы, назвал голландское подполье балаганом, добавив: «Когда мы побеждали, в Сопротивление никто не шел, а теперь, когда мы терпим поражение, они все туда побежали». Налицо нелицеприятная картина состояния общества, лишённая малейшего признака героизма. Впрочем, и писатель и кинематографисты далеки от того, чтобы осуждать действующих лиц. Они просто нарисовали картину с точки зрения де-героизации антифашистского движения в их стране. Наверное, в Голландии так оно и было, но в целом по оккупированному континенту картина оказалась совершенно иной… Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в европейском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>