Волна (США, 1981; Германия, 2008) Режиссёры А. Грассхофф и Д. Ганзель

Длительность соответственно 45 и 106 минут
Волна01В российских сайтах оба варианта экранного прочтения темы называются, соответственно, «Эксперимент» и «Эксперимент-2. Волна». Заслуживающий пристального внимания показ механизма возникновения ксенофобии и антисемитизма. Первый вариант из двух – телефильм, ставший откликом на интересный проект в одной из калифорнийских школ. По сюжету старшеклассники разбирали на уроке тему «установление гитлеровской диктатуры». Одна из школьниц задала умный вопрос: как же так получилась, что 90% немцев не смогли оказать сопротивления всего лишь десятой части населения, пусть даже и организованной. Задумавшись над ним, преподаватель Рон Джонс решил показать на практике механизм подчинения людей тоталитаризму. Начал он с простейших вещей: через совместные физические упражнения и обязательное называние его по фамилии при устном ответе педагог организовал дисциплину. Подопечным понравилось ощущать себя коллективом. Затем появилось подобие униформы. Ещё далее учитель предложил проявить себя в действии и ввёл три обязательные принципа о которых следовало помнить во время любого поступка. Вот они: «сила через дисциплину», «сила через общество», «сила через действие».

И вот уже все с радостью поддержали создание в классе группы «Волна» с эмблемой, обязательным приветствием, скандированием выше приведённых принципов и беспрекословным послушанием учителю. Вроде бы всё шло в рамках игры, но и сам инициатор был поражён тем, как просто оказалось завладеть вниманием подростков воспитанных в условиях вседозволенности и не знающих куда девать энергию. Достаточно было просто определить некую цель. А отсутствие у старшеклассников  опыта, четкой жизненной позиции, способность купиться на демагогию, позволяла манипулировать сознанием молодёжи и повернуть её действия в определённое русло! При этом, все распоряжения выполнялись старшеклассниками с удовольствием, так как они (даже неожиданно для себя!) почувствовали себя сплочённым коллективом единомышленников под командой всё знающего и ведущего ихВолна6 в правильном направлении умного учителя – лидера. Авторитет преподавателя взлетел до небес, у него даже появился свой фанат, желающий во что бы то ни стало быть его телохранителем. Однако уже на этой стадии, эксперимент начал выходить из-под контроля учителя. Так, выполняя задание по вовлечению школьников в свои ряды, сторонники «Волны» начали запугивать учащихся других классов, силой принуждали их вступать в ряды движения. Несогласных подвергали презрению, чужаков рассматривали как потенциальных врагов. Действуя таким образом активисты умудрились объединить вокруг себя значительную часть школы. Чтобы разрушить чары единства и открыть глаза одурманенным, учитель вынужден был собрать всех сторонников «движения» в зале, якобы для встречи с национальным лидером. А когда старшеклассники собрались, он запустил им на экране выступление Гитлера и показал изнанку увлечения организованностью, которая скрывает в себе отказ от личностных свобод и права думать самостоятельно.
Автор эксперимента учитель Рон Джонс описал его в очерке (1976), который и привлёк внимание режиссёра Александра Грассхоффа. Появление фильма Волна1«Волна» вызвало много споров, но все дружно оценили его актуальность. Темой заинтересовались литераторы. Писатель Мортон Рю и журналист Тод Страссер создали по ней романы получившие хорошую читательскую аудиторию. В частности, в 1984-м книга Страссера вышла на немецком и, как явствует из интернета была продана в Германии тиражом 2,5 миллиона экземпляров. Спустя 27 лет немецкий режиссёр Деннис Ганзель снял свою, полнометражную версию эксперимента. Для нас его работа тем более интересна, что она сделана в Германии, стране страшно переболевшей фашизмом и ставшей колыбелью Холокоста. Существенное увеличение метража ленты потребовало углубления и расширения конфликтов. В результате:
Резко изменилась мотивировка действий учителя (в немецком фильме его зовут Райнер Венгер). В позднем варианте это преподаватель физкультуры со вторым дипломом политолога. У него своеобразный комплекс неполноценности, ибо некоторые коллеги рассматривают его основной предмет как сферу деятельности второго сорта, а самого педагога, как полу-специалиста. Поэтому для него проект «автократия» – долгожданный повод самоутвердиться и, когда старшеклассники неожиданно оказали ему доверие, он потратил много душевных сил, чтобы преодолеть соблазн использовать «Волну» для самовозвеличивания.Волна3 В варианте 1981 года события протекали в рамках школы. Немецкий фильм смело вывел подростков на улицы большого города. «Белые рубашки» (символ чистоты, но, одновременно, униформа организации) замелькали в самых различных местах. Логотип «Волны» появился на стенах зданий, витринах, автобусах и даже на большой высоте – реконструируемом соборе. В последнем случае он был виден из многих мест. Это вызвало неоднозначную реакцию, как среди горожан, так и среди самих подростков.Волна4 Хорошо показан механизм усиления пропасти между сторонниками «Волны» и всеми остальными. Начинает действовать известный принцип: кто не с нами, тот против нас. Когда одна из героинь Каро (Дженнифер Ульрих) не пожелала быть такой как все, стала храбро распространять листовки с призывом «остановите Волну» у неё возникт конфликт даже с влюблённым в неё одноклассником Марко (Макс Римельт). А насколько выразительна сцена ватерпольного поединка между командами двух школ. Одна из трибун заполнена прибывшими по призыву «вождя» Венгера «беломаечниками», с остервенением поддерживающими «своих» и подогревающими ненависть к “чужим”. Думаю, вполне сознательно режиссёр поставил знак равенства между фанатизмом массы болельщиков и толпами поклонявшихся Гитлеру обывателей.Волна7 Особое место в драме занял образ Тима (телохранителя Венгера) в отличном исполнении Фредерика Лау. Перед нами типичный образ юного маргинала, коих было много среди нацистов. Он — проблемный старшеклассник, до которого дома никому нет дела. Поэтому для него «Волна» стремительно превратилась в семью, в смысл жизни и за него он не колеблясь готов отдать жизнь. Неудивительно, что роспуск организации стал для него страшным ударом. (Кстати, сцена общего собрания кинематографически сделана очень впечатляюще и достойно венчает фильм). Юноша отказался воспринимать её уничтожение и ранив одноклассника застрелился сам. Его смерть стала потрясением для школьников, тем «моментом истины», который показывал возможный трагический итог подобных иллюзий. Волна91Таким поворотом сюжета, кроме всего прочего, подчёркнута преступная вина и ответственность учителя за свои непродуманные действия. В глазах Венгера, которого уводит полиция застыло и раскаяние и потрясение и запоздалое прозрение. Здесь один из главных итогов фильма — предостережение не только педагогам, но и всем взрослым об ответственности за действия направленные на формирование мировоззрения современной молодёжи.Волна2О евреях лишь однажды упоминают персонажи раннего (1981) телефильма, где они названы вместе с цыганами и гомосексуалистами, как преследуемые меньшинства. (Кстати, та лента неоднократно показывалась в Израиле). Новый фильм в силу высоких художественных качеств должен привлечь ещё большее внимание. Хотя в позднем варианте о евреях не сказано ни слова, но редко в какой кинокартине так рельефно показан механизм становления тоталитаризма, использование в корыстных целях ксенофобии и воинствующего национализма, а, следовательно, и антисемитизма. Именно эти соображения побудили включить ленту в каталог.

 

Волна (США, 1981; Германия, 2008) Режиссёры А. Грассхофф и Д. Ганзель: 6 комментариев

  1. Немецкий вариант видел. Получил большое впечатление. Механизм воздействия на массовое сознание тоталитаризма показан замечательно.

  2. Видел только немецкий вариант. Работа интересная для любителей психологического кино

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>