Волна (США, 1981; Германия, 2008) Режиссёры А. Грассхофф и Д. Ганзель

Длительность соответственно 45 и 106 минут
Волна01В российских сайтах оба варианта экранного прочтения темы называются, соответственно, «Эксперимент» и «Эксперимент-2. Волна». Заслуживающий пристального внимания показ механизма возникновения ксенофобии и антисемитизма. Первый вариант из двух – телефильм, ставший откликом на интересный проект в одной из калифорнийских школ. По сюжету старшеклассники разбирали на уроке тему «установление гитлеровской диктатуры». Одна из школьниц задала умный вопрос: как же так получилась, что 90% немцев не смогли оказать сопротивления всего лишь десятой части населения, пусть даже и организованной. Задумавшись над ним, преподаватель Рон Джонс решил показать на практике механизм подчинения людей тоталитаризму. Начал он с простейших вещей: через совместные физические упражнения и обязательное называние его по фамилии при устном ответе педагог организовал дисциплину. Подопечным понравилось ощущать себя коллективом. Затем появилось подобие униформы. Ещё далее учитель предложил проявить себя в действии и ввёл три обязательные принципа о которых следовало помнить во время любого поступка. Вот они: «сила через дисциплину», «сила через общество», «сила через действие».

И вот уже все с радостью поддержали создание в классе группы «Волна» с эмблемой, обязательным приветствием, скандированием выше приведённых принципов и беспрекословным послушанием учителю. Вроде бы всё шло в рамках игры, но и сам инициатор был поражён тем, как просто оказалось завладеть вниманием подростков воспитанных в условиях вседозволенности и не знающих куда девать энергию. Достаточно было просто определить некую цель. А отсутствие у старшеклассников  опыта, четкой жизненной позиции, способность купиться на демагогию, позволяла манипулировать сознанием молодёжи и повернуть её действия в определённое русло! При этом, все распоряжения выполнялись старшеклассниками с удовольствием, так как они (даже неожиданно для себя!) почувствовали себя сплочённым коллективом единомышленников под командой всё знающего и ведущего ихВолна6 в правильном направлении умного учителя – лидера. Авторитет преподавателя взлетел до небес, у него даже появился свой фанат, желающий во что бы то ни стало быть его телохранителем. Однако уже на этой стадии, эксперимент начал выходить из-под контроля учителя. Так, выполняя задание по вовлечению школьников в свои ряды, сторонники «Волны» начали запугивать учащихся других классов, силой принуждали их вступать в ряды движения. Несогласных подвергали презрению, чужаков рассматривали как потенциальных врагов. Действуя таким образом активисты умудрились объединить вокруг себя значительную часть школы. Чтобы разрушить чары единства и открыть глаза одурманенным, учитель вынужден был собрать всех сторонников «движения» в зале, якобы для встречи с национальным лидером. А когда старшеклассники собрались, он запустил им на экране выступление Гитлера и показал изнанку увлечения организованностью, которая скрывает в себе отказ от личностных свобод и права думать самостоятельно.
Автор эксперимента учитель Рон Джонс описал его в очерке (1976), который и привлёк внимание режиссёра Александра Грассхоффа. Появление фильма Волна1«Волна» вызвало много споров, но все дружно оценили его актуальность. Темой заинтересовались литераторы. Писатель Мортон Рю и журналист Тод Страссер создали по ней романы получившие хорошую читательскую аудиторию. В частности, в 1984-м книга Страссера вышла на немецком и, как явствует из интернета была продана в Германии тиражом 2,5 миллиона экземпляров. Спустя 27 лет немецкий режиссёр Деннис Ганзель снял свою, полнометражную версию эксперимента. Для нас его работа тем более интересна, что она сделана в Германии, стране страшно переболевшей фашизмом и ставшей колыбелью Холокоста. Существенное увеличение метража ленты потребовало углубления и расширения конфликтов. В результате:
Резко изменилась мотивировка действий учителя (в немецком фильме его зовут Райнер Венгер). В позднем варианте это преподаватель физкультуры со вторым дипломом политолога. У него своеобразный комплекс неполноценности, ибо некоторые коллеги рассматривают его основной предмет как сферу деятельности второго сорта, а самого педагога, как полу-специалиста. Поэтому для него проект «автократия» – долгожданный повод самоутвердиться и, когда старшеклассники неожиданно оказали ему доверие, он потратил много душевных сил, чтобы преодолеть соблазн использовать «Волну» для самовозвеличивания.Волна3 В варианте 1981 года события протекали в рамках школы. Немецкий фильм смело вывел подростков на улицы большого города. «Белые рубашки» (символ чистоты, но, одновременно, униформа организации) замелькали в самых различных местах. Логотип «Волны» появился на стенах зданий, витринах, автобусах и даже на большой высоте – реконструируемом соборе. В последнем случае он был виден из многих мест. Это вызвало неоднозначную реакцию, как среди горожан, так и среди самих подростков.Волна4 Хорошо показан механизм усиления пропасти между сторонниками «Волны» и всеми остальными. Начинает действовать известный принцип: кто не с нами, тот против нас. Когда одна из героинь Каро (Дженнифер Ульрих) не пожелала быть такой как все, стала храбро распространять листовки с призывом «остановите Волну» у неё возникт конфликт даже с влюблённым в неё одноклассником Марко (Макс Римельт). А насколько выразительна сцена ватерпольного поединка между командами двух школ. Одна из трибун заполнена прибывшими по призыву «вождя» Венгера «беломаечниками», с остервенением поддерживающими «своих» и подогревающими ненависть к “чужим”. Думаю, вполне сознательно режиссёр поставил знак равенства между фанатизмом массы болельщиков и толпами поклонявшихся Гитлеру обывателей.Волна7 Особое место в драме занял образ Тима (телохранителя Венгера) в отличном исполнении Фредерика Лау. Перед нами типичный образ юного маргинала, коих было много среди нацистов. Он — проблемный старшеклассник, до которого дома никому нет дела. Поэтому для него «Волна» стремительно превратилась в семью, в смысл жизни и за него он не колеблясь готов отдать жизнь. Неудивительно, что роспуск организации стал для него страшным ударом. (Кстати, сцена общего собрания кинематографически сделана очень впечатляюще и достойно венчает фильм). Юноша отказался воспринимать её уничтожение и ранив одноклассника застрелился сам. Его смерть стала потрясением для школьников, тем «моментом истины», который показывал возможный трагический итог подобных иллюзий. Волна91Таким поворотом сюжета, кроме всего прочего, подчёркнута преступная вина и ответственность учителя за свои непродуманные действия. В глазах Венгера, которого уводит полиция застыло и раскаяние и потрясение и запоздалое прозрение. Здесь один из главных итогов фильма — предостережение не только педагогам, но и всем взрослым об ответственности за действия направленные на формирование мировоззрения современной молодёжи.Волна2О евреях лишь однажды упоминают персонажи раннего (1981) телефильма, где они названы вместе с цыганами и гомосексуалистами, как преследуемые меньшинства. (Кстати, та лента неоднократно показывалась в Израиле). Новый фильм в силу высоких художественных качеств должен привлечь ещё большее внимание. Хотя в позднем варианте о евреях не сказано ни слова, но редко в какой кинокартине так рельефно показан механизм становления тоталитаризма, использование в корыстных целях ксенофобии и воинствующего национализма, а, следовательно, и антисемитизма. Именно эти соображения побудили включить ленту в каталог.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>