Служу Советскому Союзу (Россия, 2012) Режиссёр А. Устюгов

Длительность 96 минут
Служу1Экранизация романа Леонида Менакера (1929 – 2012) «Обед с дьяволом». Июль 1941-го. Десант немецких войск должен захватить Мурманск — основной порт СССР на Севере. На пути гитлеровцев оказался один из сталинских лагерей. Начальник Маливанов и охрана позорно сбежали, бросив заключённых на произвол судьбы. Политические и уголовники, обнаружив свободу не последовали их примеру, а объединились, вооружились брошенным оружием. Для начала они заманили в засаду и уничтожили авангард захватчиков. После этого предприняли наступательный рейд и разгромили весь десант. Затем лидер храбрецов бывший писатель и герой Гражданской войны Михаил Донцов (Максим Аверин) позвонил в Мурманск и рассказал руководству ГПУ о реальном положении дел и о героизме заключённых. По телефону ему была объявлена благодарность, но прибывший на следующий день крупный отряд войск НКВД по личному распоряжению Берии расстрелял всех победителей и сжёг бараки. Награду за мнимый подвиг получил Маливанов, хотя в дальнейшем и терзался угрызениями совести. Смысловые акценты рассказанной истории побудили историков и политиков левого толка обвинить авторов фильма в искажении исторической правды. На наш взгляд Менакер ненавидел сталинский режим и стремился рассчитаться именно с ним. Однако нас интересуют не споры вокруг концепции романа и фильма, а отражение в них еврейской темы.

Она проявляется в связи со второй сюжетной линией — историей любви Донцова и его гражданской жены, известной актрисы Таисии Мещерской (Нонна Гришаева). Женщина, также заключённая, включена в некую команду актёров, которые должны давать концерты в лагерях. В момент неожиданной встречи главные герои,Служу2 естественно бросаются и начинают пылко обниматься. Пока нет конвойных им особо никто не мешает. Единственный кто пытается вытолкнуть мужчину со словами «вход к актёрам категорически воспрещён» невысокий человечек. Как мы узнаём позднее это Гольденберг Яков Григорьевич (в исполнении Юрия Герцмана), 1890 года рождения, национальность еврей. Позднее, из разбросанных по ходу действия штрихов, перед нами вырисовывается облик этой фигуры. Он администратор коллектива, неудачливый конферансье, которого зэки и слушать не хотят. Похоже, его главная задача: отсидеть свои пять лет так, чтобы (боже упаси) не застрять в лагерях дольше или (что ещё страшнее) не попасть на общие работы – на лесоповал. Поэтому беззастенчиво выслуживается и «стучит» начальству на любое малейшее отклонение от установленных правил. Так именно он доносит Милованову о «неподобающих» чуть ли не сексуальных отношениях между Донцовым и Мещерской. За «проявленную бдительность» получает благодарность и приказ доставить после концерта артистку Мещерскую на квартиру к начальнику лагеря. Это гнусное распоряжение трус, конечно же выполняет. Далее Гольденберг отходит на второй план и проходит как дрожащий участник массовых сцен. Он бесславно доживает последние отпущенные ему дни и гибнет со всеми. Вероятно, если бы такой образ создал русский по происхождению писатель, его можно было бы заподозрить в антисемитизме. Но Менакер сам еврей и наглядно показал нам на примере нашего соплеменника, механизм того, как тоталитаризм нравственно калечил людей разных национальностей. Материал для понимания отражения еврейской темы в постсоветском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>