Кот раввина (Франция, 2011) Режиссёры А. Делево и Ж. Сфар

Длительность 86 минут
120x160 Bandidas def.Экранизация одноимённого популярного комикса, проданного во Франции тиражом в миллион экземпляров. По содержанию этот мультик предназначен не столько для детей, сколько для взрослых. Время действия по косвенным признакам развёртывается в Алжире конца 1920-х, в годы когда эта территория ещё была французской колонией. Судя по интонации, жизнь там была идиллическая, но арабов и евреев в элитных кафе не обслуживали, а некая парижская консистория даже требовала у раввинов сдачи экзамена по госязыку. В случае его провала служитель культа лишался места и статуса. В то самое время у местного раввина Сфара, жил безымянный, но нежно любимый кот редкой породы, который однажды съел говорящего попугая. После такого подвига дымчатый ориентал не только обрёл дар человеческой речи, но и начал читать вслух любимой юной хозяйке Злабие не ТаНах или Талмуд, а «Красное и чёрное» Стендаля (!). Возмущённый раввин изъял из обращения в доме эту гойскую пакость и разлучил дочь с котом. Однако, в поисках пути назад, хвостатый оригинал озадачился проблемами своей национальной идентификации. И, поскольку ему, как некошерному созданию низкого происхождения, не полагалось брит-милы (обрезания), потребовал организовать себе хотя бы бар-мицву (совершеннолетие).

Местный религиозный авторитет, к коему Сфар обратился за консультацией, заявил, что все чувства животных низменны и даже потребовал утопить наглеца. Но хозяин отказался выполнить бесчеловечное пожелание и, поколебавшись, начал давать коту уроки иудаизма.
Одной такой истории на экране уже достаточно для развёртывания всего сюжета, но в этом мультике она стала всего лишь присказкой для многих последующих и невероятных событий. В них участвовали кузен Сфара Малка со своим ручнымКотрав2 львом, добрый знакомый раввина и его однофамилец исламский шейх Мохаммед Сфар. Ускорили присланный из России ящик с еврейскими книгами и находившийся в нём сюрприз – юноша-ашкеназ с неизбывной тягой к рисованию и желанием найти в Африке чёрных соплеменников. К ним подключился русский офицер- эмигрант; монархист с болгарской фамилией Вастенов – прожигатель жизни и, обладатель колёсно-гусеничного Ситроена. Именно на этой машине разноязыкая компания под флагом где российский двухглавый орёл украшен магендавидом (!), отправляется на поиски таинственного города. Их приключения сравнимы разве что с похождениями Индианы Джонса. До цели дойдут молодой ашкеназ и обретённая им по дороге негроидная красавица. А по дороге назад они снова соберутся все вместе, кроме погибшего Вастенова и отправятся домой, познав по дороге истины не только межнациональных, но и человеческих отношений. Они просты и легко прочитываются зрителем. Судите сами, предком раввина Сфара был знаменитый мудрец Мессауд Сфар. По дороге к его могиле раввин сталкивается с закадычным другом, мусульманином, шейхом Мохаммедом Сфаром, также считающим Мессауда своим прародителем. К тому же фамилия одного из режиссёров – Сфар. Столько совпадений далеко не случайно, оно подталкивает нас к популярному слогану «все люди братья». Отсюда лишь шаг до другого вывода сформулированного задолго до современного французского мультика. Он памятен по словам другого кота — Леопольда: «ребята, давайте жить дружно». В целом, хоть и наивно, но очень привлекательно. Фильм отмечен на целом ряде киносмотров и вызвал поток положительных отзывов и в прессе и в интернете. Ряд их, взятый из сайта kinopoisk.ru приведён ниже.
«Сюжет на первый взгляд забавный. Подумать только, говорящий кот и Котрав4сбежавший из революционной России отечественный еврей. Есть даже жуткие моменты, вроде разгрома еврейской деревни, изображенные вставками комичной чиби-мультипликации. Но проблемы в фильме затрагиваются действительно серьезные. Они актуальны и в наше время, хотя, казалось бы, речь идет о начале прошлого века. Однако какой вопрос сейчас стоит острее, чем толерантность наций и религий? Вот только моему котячьему сердцу ближе всего любовная линия. Все-таки это прекрасная история об огромной любви кота к своей хозяйке. О любви по-кошачьи ревнивой, но надрывно искренней. «И пусть она никогда не выйдет замуж, и нее не будет детей!»
«Мультфильм, несмотря на всю свою скоморошность, достаточно серьезен, а его создатели идут, можно сказать, по лезвию бритвы. Ведь там, где делоКотрав3 касается религий, ступать нужно, просчитывая каждый шаг. Лёгкое провоцирование, вроде вопроса, какая вера истинней — ислам или иудаизм; можно ли обозвать кота Соломоном; считать ли пейсатых русских евреями, присутствует в ленте постоянно, но открытого богохульства на экране замечено не было. Поэтому и недовольных фундаменталистов не зафиксировано — режиссёры Антуан Делево и Жоанн Сфар к Рушди причислены не были. Хотя, если подумать возмущение анимированным котом сродни ненависти к, допустим, Микки Маусу. Несерьезно даже для фанатиков».
«Рассказанная история временами принимает притчевые интонации, и вот уже за веселой чехардой слов мы видим совсем другой мир. Мир, в котором убивают, Котрав5мир, в котором все лгут, мир в котором есть место всему кроме чуда, и каждому действию найдется рациональное объяснение. Но, несмотря ни на что, именно дружба, самоотверженность, желание рискнуть всем ради мечты, наполняют этот несовершенный мир красками и смыслами. И пусть порой в нем невыносимо скучно или же смертельно опасно, но пока в этом мире остаются высокие смыслы, он остается лучшим из миров. И чтобы понять простые истины, подобные тем что ближе семьи и дома нет ничего, стоит (подобно герою «Алхимика» Коэльо) совершить паломничество в пустыню. А по пути уже осознать всю ценность настоящей дружбы. (…) Если раньше вы мерили «чепуховую чепуху» в Кэроллах, Хармсах или Пайтонах, то Сфар предлагает совершенно новую величину. Наглую, неугомонную и чертовски обаятельную. После этой ленты вы определенно начнете измерять степень абсурдности в котах раввина».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>