Утёсов. Песня длиною в жизнь (сериал. Россия, 2006) Режиссёры Г. и В. Николаенко

Длительность 488 минут (49 х 12)
Утёсов1Приятный байопик, посвящённый жизни одесского еврея Лейзера Иосифовича Вайсбейна (1895 — 1982) ставшего под псевдонимом Леонид Утёсов популярнейшим советским эстрадным певцом и киноактёром. По форме фильм прост; каждая его серия начинается фрагментом чествования главного персонажа в год 70-летия и память уносит его с торжественного вечера в различные периоды беспокойной жизни. Первая половина сериала, показывающая юность Утёсова отличается компактным сюжетом и чётким его изложением. В дальнейшем действие начинает дробиться на мозаичные эпизоды выхватывающие различные эпизоды его длительного советского бытия: информативно, но менее впечатляюще. Во многих источниках отмечается искажение реальных фактов безудержным вымыслом, но с точки зрения воплощения еврейской лента представляет безусловный интерес. Она показывает путь нашего талантливого соплеменника в условиях тоталитарного строя, когда жизнь любого человека зависела от произвола чиновников. Поэтому чтобы выжить и достичь определённого положения в мире искусства приходилось играть по правилам продиктованным свыше. 

В первых сериях рельефно показана атмосфера многонациональной дореволюционной Одессы с её неповторимым говором и смешением культур. Достоверны образы родителей знаменитого певца: Иосифа Вайсбейна (Георгий Дрозд) и его суровой жены Малки (Вера Воронкова). Фильм отразил сведения из различных источников, по которым именно она являлась лидером семьи, незыблемо придерживаясь идущих от иудаизма, проверенных веками, принципов жизни. Хорошо показано как неприязненно мама встретила жену сына, ассимилированную юную соплеменницу — Елену Гольдину. Она жила с любимым в гражданском браке и не спешила оформлять с ним отношения. Малка Моисеевна категорически не принимала подобные вольности; только после традиционной свадьбы и рождения внучки отношения свекрови и невестки наладились.

Утёсов3Колоритно показаны проявления государственного антисемитизма в царской России, в частности сцена еврейского погрома, когда испуганным семитам пришлось прятаться в подвалах. Жизненна история того с каким трудом Ледю Утёсова впихнули в гимназию при жёсткой «процентной норме», не менее выразительна и картина его злоключений в училище Файга. Именно там он почувствовал неодолимую тягу к искусству, но трудностей и препятствий на этом пути было предостаточно. Бедному еврейскому юноше невозможно было найти приличных педагогов и до многого приходилось доходить самому. А чего стоила «черта оседлости» не позволявшая начинающему исполнителю выехать в одну из российских столиц. Да и родители совершенно не принимали такую будущность чада, в их воображении они видели надёжную профессию, дающую стабильный доход, позволяющий содержать семью. А как раз именно материальной обеспеченностью сын долгие годы похвастать и не мог, ибо искал себя в разных жанрах от цирка до оперетты. Кстати, одной из несомненных удач сериала стал во-многом вымышленный образ циркового антрепренёра Исаака Циглера (Анатолий Дяченко), обратившего внимание на трудолюбие и талант еврейского юноши. Любопытны эпизоды, где родная сестра главного персонажа — Клавдия (Дарья Клюшкова) – неистовая большевичка, прибывшая в Одессу из эмиграции, вовлекла брата в строительство новой жизни. И, хотя истовым коммунистом он не стал, такая рекомендация облегчила ему существование в мутные годы становления нового режима.Утёсов4Фильм набрасывает несколько интересных штрихов к пёстрой картине еврейской жизни первой половины 20-го века. Среди персонажей наших соплеменников выделяется легендарный одесский бандюган Мишка-япончик (ему посвящён отражённый в данном каталоге сериал «Жизнь и приключения Мишки-япончика»). В «Утёсове», где его, в соответствии с возрастом изображают Михаил Шкловский и Алексей Горбунов, король преступного мира выглядит эдаким романтиком от уголовщины, со знанием поэзии, помогающем ему обирать зажиточных обывателей. По своему отзывчив и готов наказать подчинённого ограбившего великого Шаляпина и тем опозорившего родной город. Узнав от Утёсова (!?) о том, что из-за разгула грабежей одесситы боятся ходить в театр, распоряжается не трогать зрителей вплоть до их возвращения домой. Совершенно с другой стороны открывается еврейская тема в образе Исаака Осиповича Дунаевского (Дмитрий Марьянов). Образ этого талантливейшего композитора чуть ли не впервые появился в игровом кино и его сотрудничество с Утёсовым, пусть и поверхностно обрисованное, напоминает нам об одной из ярких страниц истории советской культуры от возникновения Теаджаза до появления на экране «Весёлых ребят». Кстати, отражён печальный факт “признания заслуг” Леонида Осиповича, как исполнителя главной роли Кости Потехина, явно связанний с антисемитизмом советской верхушки. (Не менее подробно этот сюжет показан в сериале “Орлова и Александров” см каталог).  В то время, как режиссёр Г. Александров получил орден, а Л. Орлова – почётное звание Заслуженной артистки, Утёсова “удостоили” ценного подарка – фотоаппарата ФЭД.
В целом, воссоздание известных исторических персонажей достаточно корректно. Создатели сериала стремились, чтобы ряд действующих лиц играло несколько актёров, в зависимости от возраста (роль Утёсова исполняли аж четверо) В отдельных эпизодах зритель увидел знаменитого в своё время еврея – оператора Владимира Нильсена (Юрий Якуша) и ещё более известного нашего соплеменника Исаака Бабеля (Аркадий Гарцман). Но кинооператор более колоритно изображён в упомянутом выше сериале “Орлова и Александров”, а образ писателя всё ещё ждет воплощения.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>