Дело Блюма (Германия, 1948) Режиссёр Э. Энгель

Длительность 109 минут
ДелоБл1 Лента была снята в советской зоне Германии и является первым послевоенным, можно сказать робким, обращением немецкого игрового кино к теме антисемитизма в своей стране. Сценарий основан на реальных событиях случившихся в Магдебурге, в 1926 году и довольно точно воспроизведённых на экране. Тогда предприниматель еврей Якоб Блюм был арестован вместе со своим шофёром, якобы, за убийство бухгалтера фирмы немца Вильгельма Платцнера. Местное следствие определило мотивом «преступления» сокрытие «левых» доходов и уклонение от уплаты налогов. Однако последующая финансовая проверка деятельности компании не выявила никаких злоупотреблений. Тем временем был задержан бывший работник Блюма некто Карлхайнц Габлер, также “ариец”. У него изъяли чековую книжку погибшего бухгалтера, после чего стало ясно кто настоящий преступник. Тем не менее, заражённое юдофобией магдебургское правосудие скрыло очевидные факты и попыталось состряпать против еврея бездоказательный судебный процесс. Но это были ещё не репрессивные 30-е, а вполне либеральные 20-е. После апелляции жены и адвоката несправедливо осуждённого предпринимателя в дело вмешались высшие инстанции Веймарской Республики.

В результате пересмотра дела невиновного выпустили на свободу. Как и следовало ожидать, никто из антисемитов полицейских и чиновников наказан не был. Судя по описаниям, режиссёр Эрих Энгель добросовестно воспроизвёл обстановку 20-х годов. Действие начинается с показа газетных полос того времени, и закадровый голос читает сообщения о публикации «Майн Кампф» Гитлера с её антисемитскими выпадами. Далее говорится о безработице в стране и экономической нестабильности. Затем показано убийство Габлером бухгалтера Платцера. Таким образом, зритель с самого начала знает кто истинный виновник.ДелоБл2Далее действие переносится в квартиру Блюма, куда в пять утра явилась полиция арестовывать «преступника». С момента первого появления евреи Якоб (Курт Эрхардт) и его жена Сабина (Карин Эванс) представлены как вполне положительная любящая супружеская чета. В то время как женщина взволнована арестом, мужчина сохраняет достоинство и спокойствие. Эти черты являются доминирующими в его образе на протяжении всего фильма. Разумеется, такой подход в немецком кино стал возможен только после ликвидации нацистского режима. Подробно показана борьба за отмену сфабрикованного полицией «дела» и неколебимая вера Сабины в невиновность мужа. Очень многозначительной оказалась финальная сцена, когда после всех испытаний Блюмы сидят в ресторане, празднуя освобождение Якоба. Сабина называет это торжеством справедливости возможным только в свободной демократической стране. Муж не разделяет оптимизма жены. Он грустно говорит, что понял насколько хрупки в Германии такие понятия, как справедливость, свобода и демократия. Этим смысловым росчерком авторы фильма как бы обращают внимание зрителей к трагическому будущему, ожидающему и Блюмов и всех их соплеменников через несколько лет. (аннотация составлена по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>