Феникс (Германия, 2014) Режиссёр К. Петцольд

Длительность 98 минут
Феникс1В фильме использованы мотивы романа Юбера Монтейе “Возвращение из пепла”.  Вызвавшая значительный интерес мелодрама, которую мастерство создателей превратило в камерную психологическую драму. Действие развёртывается в полуразрушенном Берлине лета 1945 года, покрытом развалинами и ещё не отошедшем от ужасов войны. Это состояние позволяет глубже понять символику заключённую в названии ленты, имеющем символический подтекст. В буквальном смысле “Феникс” — название бара где происходит несколько важных для развития сюжета эпизодов. Но, одновременно, это указание на душевный кризис персонажей фильма открыто или косвенно растоптанных нацистским режимом. Теперь им необходимо решать как вернуться к нормальной жизни? Сможет ли воскреснуть из оставленного войной пепла всё лучшее, что есть в душе человека? Основных персонажей три. Искалеченная певица-еврейка Нелли Ленц (Нина Хосс), её бывший муж Джонни Ленц (Рональд Зерфельд), а также подруга и соплеменница Лене Винтер (Нина Кунцендорф). Тяжелее всех приходится главной героине у которой отобрана даже внешность и ей приходится создавать себя заново, начиная с восстановления лица изломанного садистами в концлагере.

Сразу же следует воздать должное мастерству и таланту Нины Хосс, создавшей образ потрясённой бесчеловечными испытаниями женщины не только в репликах, но и в паузах, взгляде, мимике, походке. Для неё, потерявшей всё и находящейся в бездне отчаяния, единственным путём возрождения и надеждой на будущее представляется обретение утраченной любви. Поэтому она, подобно бабочке летящей на огонь, устремляется к бывшему мужу – Джонни.Феникс5Другой вариант пережитой трагедии — Лене (см фото ниже). Представление о ней складывается из штрихов разбросанных в различных эпизодах. Кажется она дружила с Нелли в далёком довоенном прошлом, но, в отличие от неё сумела укрыться от войны в Швейцарии, где в одиночестве переждала страшные годы. Затем нашла подругу и не колеблясь приехала (можно сказать прилетела) к ней на помощь. Скорее всего её родные были в Польше, куда она ездила «по делам». Надо полагать, все они погибли и отныне у неё единственное желание — покинуть ненавистную Европу, найти приют в Палестине, единственном месте, где евреи стремятся создать свой национальный очаг. Общение с Нелли стала для неё единственным шансом обрести смысл существования; помогая подруге она надеялась вернуться к жизни с мужем, Но встреча Нелли с мужем и уход к нему подчёркнели  бесприютность Лене и как личности и как представительницы гонимого этноса. Поэтому с такой горечью звучат её слова: «Знаешь что для меня самое отвратительное? Мы, евреи, писали, пели и были рабами. Шли на войну за Германию, но нас всё-равно душили газом (…) а теперь мы возвращаемся из лагерей и всё прощаем (…) все случаи трусости и предательства. Я не смирюсь с этим, Нелли». Отсюда окончательный вывод этой героини: «Для нас нет пути назад, но для меня нет пути и вперёд. Меня больше тянет к нашим мёртвым, чем к живым». Роковой конец предрешён. Перед самоубийством она сделала подруге ценный и горький подарок — копию свидетельства о разводе, совершённого Джонни ДО ареста жены. Теперь той понятно, что муж к которому она устремилась всей душой, предал её.Феникс4Наконец последняя сторона треугольника Джонни (извините, после войны он уже Йоханнес) Ленц. Наверное до войны был вполне порядочным немцем, любил свою расово неполноценную супругу и скрывал её несколько лет. Теперь же кардинально изменился, стал практичным и циничным. Ему известно, что после смерти семьи Нелли в швейцарском банке осталась внушительная сумма. И в его изворотливом мозгу родилась хитрая идея: выдать случайную знакомую Эстер за свою жену, получить наследство, дать ей небольшую сумму «отступного», а на остальные деньги зажить припеваючи. В этой водевильной ситуации неоправданное сочетание трагизма и дешёвой мелодрамы. С одной стороны очевидная разница в мотивах поведения предоставляет возможность подчеркнуть психологизм отношений. В то время, как Нелли отчаянно надеется на пробуждение в бывшем муже любви, Джонни сообщает «соучастнице» подробности их семейной жизни, даёт советы как выглядеть похожей на супругу. И всё это только ради корысти, чтобы родственники и общие знакомые не заподозрили обмана. Хотя, как мог неглупый Йоханнес не узнать жену с которой жил долго и достаточно счастливо? Такой дешёвый поворот выглядит искусственным и существенно подрывает доверие к логическим и эмоциональным построениям режиссёра. Тем не менее, одна из зрительниц отметила: «Изображая самоё себя, Нелли оказывается все ближе и ближе к ужасной правде, раскрывающей ей глаза на реальный мир. И Джонни, и его друзья лишь старательно следовали правилам собственной игры, по правилам которой Нелли не было в живых. Обретя заново свою жизнь, главная героиня с ужасом понимает, что все ее окружение потеряло свои лица. Прежняя жизнь, к которой так стремилась Нелли, оказалась невозможной».Феникс2В конце действия никаких иллюзий нет, главной героине известна роль бывшего супруга в своих страданиях. Тем не менее, до какого-то момента всё чинно и благопристойно. Приехавшая Нелли тепло встречена мужем, его родными и друзьями. Они идут в дом, где главная героиня желает осуществить давнюю мечту — спеть с Джонни в Берлине. С мучительным трудом прорезается голос и, кажется услышав его неповторимые интонации супруг меняется в лице. Но он видит на её руке лагерный номер, вспоминает для чего привлёк эту женщину. А она, закончив свой номер выходит в никуда, оставляя для зрителя нерешённым вопрос: сможет ли жить дальше, после всего произошедшего, найдёт ли в себе силы перевернуть страшную страницу и начать новую главу… Впечатляющая финальная точка.
Кристиан Петцольд показал себя в этом фильме серьёзным режиссёром. Его сила в умении безукоризненно создать правдивую атмосферу действия. Ему веришь, прощая надуманность сценарной конструкции, вызвавшей многочисленные нарекания. Его верные помощники — актёры и, прежде всего, Нина Хосс, создавшая удивительный по силе эмоционального воздействия образ Нелли Ленц и не менее талантливая Нина Кунцендорф. В её репликах, в трагической судьбе с редкой силой прозвучала тема тяжелейших последствий Холокоста для выживших евреев. Отклики на «Феникса» разноречивы Приведу только выдержку из спорной но по своему содержательной рецензии Евгения Ухова.Феникс3«В какой-то мере даже жанр картины определить сложно, «Феникс» мечется от нуара к сомнительной романтической комедии, перепрыгивает на детектив, чтобы в финале разразиться оглушительной драматической сценой. Вот только поверить в то, что любящий супруг не смог узнать свою жену, пусть даже изуродованную, а Нелли не смогла (да и не захотела) убедить Джонни в реальности своего возвращения, решительно невозможно. Такой ход мог бы сработать в более легкомысленном жанре, но не в настолько драматичном повествовании. Конечно, Петцольд постоянно нагнетает напряжение упоминанием нацистов, рассказами о тяжелых годах еврейского геноцида, даже буднями главных героев, ютящихся в подвальчике уцелевшего дома. Но все это мертвому припарка на фоне очень слабой основной идеи. Да, любовь способна на многое, любящий человек может простить практически все, любовь действительно возрождает человека из пепла, как заглавного Феникса. Но серьезно воспринимать эти красивые слова в картине очень сложно, ведь главная линия не позволяет относиться к происходящему в кадре серьезно». Кстати, кто желает получить более полное представление о романе Юбера Монтейе, может посмотреть старый фильм “Возвращение из пепла” (1965), где также отражена еврейская тема (см каталог).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>