Длительность 85 минут
Судя по откликам, крайне занятная лента сделанная на стыке документального и художественного кино. Её сюжетная основа, о которой говорится в источниках, выглядит следующим образом. На рубеже 1990-х известный немецкий режиссёр (Максимиллиан Шелл) приезжает в Прагу, дабы собрать материалы для байопика про Франца Кафку (1883 — 1923). Естественно, изначально он пытается представить себе причины и атмосферу породившую мрачный мир фантасмагорий знаменитого писателя, раскрывающих страшную надличностную силу бюрократической системы. Однако, изыскания повели его дальше и открыли историю местной еврейской общины с момента её возникновения в 13-м веке до трагических и мрачных дней Холокоста. Соответственно перед зрителем прошли картины жизни пражского гетто с периодическими попытками местных христианских владык крестить иудеев, романтико-мистические страницы, такие, как создание Голема. Несколько эпизодов сняты на старом еврейском кладбище, насыщенном и перенасыщенном надгробиями. Многие имена на них, такие как раби Иехуда Лейб бен Бецалель вошли в европейскую культуру и легенды. Некоторые надгробные памятники сохранили образцы каббалистической символики.
Текст произносится от лица режиссёра. Не совсем ясно каким образом в действии появляются образы самого Кафки (Кристофер Чаплин), его возлюбленной, раввина Лейба Иехуды бен Бецалеля (Милош Копецкий) и есть ли у них реплики. Итог фильма печален. Главный персонаж пришёл к выводу, что не может найти кинематографическую форму способную достойно отразить образы кафкианского мира и оставляет проект, признав, тем самым, свою неудачу. Из имеющихся материалов непонятно каково соотношение в действии цвета и чёрно-белого изображения. Найденные в интернете немногочисленные кадры (в том числе приведённый в этом тексте кинопортрет К. Чаплина -— Кафки — тоновые. (составлено по различным источникам).
Режиссёр Яромил Иреш (1935 — 2005) снимал короткометражки, документальные и телевизионные фильмы. Подвергался гонениям после 1968 года. «Лабиринт» оказался его последней широко известной работой. Лента вызвала интерес у интеллектуального зрителя. Критики назвали её «стильной и провокационной». Вскоре после окончания фильма попал в автокатастрофу и до конца жизни уже ничего не создал. Кстати, почти одновременно появился на мировом экране игровой фильм «Кафка» С. Содерберга (см каталог).
Мне всегда было интересно творчество Кафки. Про этот фильм прочёл впервые. Спасибо.
Второй фильм про Кафку, который я нахожу. У Содерберга мне больше понравился.