Долина славы (Израиль-Франция, 2011) Режиссёр А. Фридлих

Длительность 85 минут
ДолинаСл1В русских сайтах встречается под малопонятным названием «Красивая долина». Дебют в игровом кино Адар Фридлих. Изысканно снятая драма о последствиях кризиса кибуцного движения в Израиле. Действие развёртывается в конце 20-го века. Главная героиня ленты — 80-летняя Хана Мендельсон (Батья Бар), отдала три четверти жизни родному коллективу, Однако экономический упадок, повлекший за собой приватизацию хозяйства лишили её бытие смысла. Теперь женщина-ветеран с горечью смотрит на исчезновение высоких принципов общего хозяйства и уклада жизни. Она видит как забываются идеалы молодости, жители поселения заботятся только о своём благополучии. Хана пытается личным примером доказать жизненность дорогого для неё образа жизни — встаёт на работу до рассвета, стремиться вовлекать людей в обсуждение насущных проблем, – но не находит поддержки даже у своих сверстников. Особенно её расстраивает то, что разрушением кибуца руководит её родная дочь Яэль (Гили Бен-Озилио), занимающая пост менеджера хозяйства. Создатели фильма рассказали свою историю поэтически с грустью и сожалением о том, что важные черты героического прошлого (обратим внимание на название) безвозвратно исчезают, не оставляя после себя ничего.

Привлекает операторская работа, показывающая красоту северного Израиля. Фильм с успехом показан на нескольких фестивалях, при этом особо отмечалась убедительная работа Батьи Бар сыгравшей главную роль. Ниже приведены в вольном переводе фрагменты большого интервью Адар Фридлих показывающая её глубоко личное отношение к работе над кинокартиной. Именно поэтому передать содержание, да ещё при несовершенстве знания иврита было очень сложно. Возможно читателю поможет приведённое здесь прекрасное фото, запечатлевшее Адар Фридлих и Батью Бар.ДолинаСл2Рассказанная в этом сценарии история имеет свои настроение, душу, ритм, можно сказать своё сердце. И я стремилась перенести всё это на экран. Получив деньги на съёмки пережила момент, которого всегда боюсь – момент начала работы. Конечно, моя цель сделать хороший фильм, но его невозможно создать без хорошей атмосферы в съёмочном коллективе, возникающей непостижимым путём. Иногда трудно понять как помощник режиссёра, сценарист, весь производственный персонал складываются в единый коллектив. Через сотрудничество между ними рождается творчество и если это волшебство удалось, дальше все работают просто и органично, так как действует человеческое тело: вдох — выдох. Но вернёмся к первому дню. Команда уже, в основном знакома, но меня именно в этот момент обуревают страх и беспокойство — ведь придётся стоять перед ними и управлять всеми. Вспоминаются слова Марианны Уильямсон (американская писательница — прим пер) “Мы спрашиваем себя: Кто я такой, чтобы быть блестящим, большим, талантливым, обаятельным, то есть стоять выше всех? В самом деле, почему я не такой как все? Ведь каждый из нас – дитя Божье. Возвышая себя и умаляя других, мы не приносим пользы никому”
Вот передо мной исполнительница главной роли Батья Бар. Одета в рабочую одежду, в застенчивом взгляде читается озабоченность. Визажист добавляет в её волосы, уже окрашенные до съемки оттенок седины, делая это особым карандашом. Тем временем персонал, который прижился в кибуце, ставшем его домом, укладывает рельсы (для камеры) вокруг избранного строения. Устанавливается освещение и затемнение, ибо действие происходит ночью, а мы снимаем эпизод днём. Мы опоздали. Ждёт и нервничает актриса специально приехавшая для участия всего лишь в одной сцене. Ее гнев растет. Я чувствую себя некомфортно, ибо заставила ее ждать. Она злится на меня, она меня не любит, но разве она в своём гневе не прелесть? Но всё же ей необходимо понять, что в фильме, где так много компонентов, иногда случаются и задержки. Пока этого не призошло и я задаю себе вопрос: правда ли, что она не любит меня? Отвечаю на него сама – Да! Второй вопрос: а это действительно правда? – Возможно нет. Третий вопрос: Как я реагирую, когда думаю, “Она меня не любит? – Мне нехорошо. Четвертый вопрос: А если бы этой мысли не было? – Я была бы гораздо более спокойной, счастливой и сосредоточенной на творчестве. Но вопросы вопросами, а работа работой. Я стараюсь сохранять улыбку на своём лице и готова выносить, что она и дальше будет сердиться на меня, но, может быть, она меня полюбит (…)Долинасл3О боязни совершить ошибку. Она становится особенно ощутимой, когда появляется усталость от работы. Чтобы найти правильное решение я стараюсь принимать и осмыслить критику, прежде чем принять решение. Это даётся легче, если в коллективе создаётся творческая атмосфера, позволяющая вносить изменения в сценарий, в игру актёров, в работу оператора. Где-то нет необходимости в длинных речах. Гораздо больше скажут взгляд, жест, выразительно выстроенный кадр. Вот снимается сцена 72. Диалог в ней сокращён, но она должна больше тронуть зрителя. На экране утренний ветер колышет ветви лимонного дерева. Хана пытается сорвать висящие высоко лимоны, но не достаёт их. Идущий мимо работник ругает старушку; зачем ей заниматься уборкой — это могут сделать молодые. Хана не пытается объяснить, что дерево посажено много лет назад её другом Шимоном и сейчас она срывает плоды для него. Да и знает ли её собеседник какое значение это дерево имело для них, бывших кибуцников. (…) Таковы иные подобные детали, наподобие дома главной героини, вроде бы и прочного, но достаточно старого, от них рождается передаваемое зрителю ощущение печали, которое означает больше, чем история распада кибуца”.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>