Большой Лебовски (США-Великобритания, 1998) Режиссёр И. Коэн

Длительность 113 минут
БольшойЛ1Вольная экранизация книги Р. Чендлера «Глубокий сон». Любопытный образец смешения высокого и низменного с неявным, но проявляющимся в конце глубинным пластом содержания. Включает элементы злой иронии в адрес американского образа жизни с отрицанием карьеризма и материальных благ. Главный герой – Джеффри Лебовски (Джеф Брижес), по прозвищу Дюдя. В прошлом активист-пацифист, а ныне убеждённый бездельник и пофигист. Сюжет начинается с того, что его перепутали с двойным тезкой – миллионером и потребовали у него долги, сделанные женой того – Банни. И буквально на следующий день он оказался посредником в выкупе этой самой красотки, якобы похищенной тройкой каких-то «нигилистов». Далее одна невероятная ситуация сменяет другую. Пересказывать хитросплетения зачастую надуманного сюжета нет никакой необходимости, тем более, что в нём не более внешнего смысла, чем в проходящей основным лейтмотивом игре в боулинг. И во всех случаях ведущий персонаж сохраняет самообладание и презрение к любой форме выгоды, олицетворяя принцип: мне нет дела даже до себя, а уж тем более, до других. Поскольку действие большей частью происходит в среде низов, основной формой речевого общения является грубый сленг, переводимый исключительно ненормативной лексикой.

Впрочем, примитивность существования персонажей намеренно противопоставлена культуре её экранного воплощения, временами доходящей до изысканности. Такое сочетание обеспечило ленте возрастающую со временем популярность и превратило в культовый американский фильм.БольшойЛ2iЕврейская тема в «Лебовски» также парадоксальна, как и всё остальное. Она связана с образом закадычного друга Дюди – Уолтера Собчака (Джон Гудмен) изображённого на кадре выше. Этот ветеран войны во Вьетнаме, вынесший оттуда травмированную психику, вырос в польской католической семье. Однако, влюбившись в еврейку Синтию, не только женился на ней, но и перешёл в иудаизм. Естественно, благоверная не выдержала вспыльчивого, неуравновешенного муженька и скоро сбежала от него. Тем не менее, даже спустя пять лет после разрыва, Уолтер может козырнуть цитатой из Герцля, посещает синагогу и продолжает соблюдать традицию (!). В частности, строго исполняет правила шабата: в этот день не работает, не играет в любимый боулинг, без крайней надобности не отвечает на телефонные звонки, не садится за руль и т д, и т п. Зачем это ему нужно он и сам не объяснит. В выстроенной автором мозаике жизни еврейские штрихи столь же случайны, как и многие другие детали. Более того, они совершенно необязательны и представляют собой этакий «бантик» – украшение к рассказанной истории. Ничего не добавляют к нашему представлению о бытии заокеанских соплеменников и призваны, разве что напомнить зрителю о «пятой графе» режиссёра.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>