Седьмой крест (США, 1944) Режиссёр Ф. Циннеман

Длительность 111 минут
Седьмой1Экранизация одного из самых популярных романов (1942) немецкой писательницы Анны Зегерс. Его действие развёртывается в 1936 году. Из концлагеря Вестхофен сумело уйти семеро заключённых, людей неугодных режиму по разным причинам. Начальник распорядился беспощадно выловить беглецов и, в назидание остальным, подвесить либо человека, либо его одежду на специально сооружённый для этого крест. Шестерых довольно быстро поймали, но седьмой крест (отсюда название) так и остался пустым. Он предназначался для Георга Хайслера (Спенсер Трейси), — коммуниста, человека редкого мужества и везения. Это и позволило ему, в конце концов найти соратников по партии, устроивших его на уходящий в Голландию пароход «Вильгельмина». Книга рисует правдивую картину нравственного расслоения немецкого общества в условиях тоталитаризма. При этом большая часть населения либо слепо подчиняется пропаганде гитлеровцев, либо боится репрессий со стороны властей. Поэтому обывателей устремляющихся в погоню за «преступниками» в равной степени подогревают охотничий азарт и солидная денежная награда. Хайслера поддерживают немногие, те, кто в состоянии проявить храбрость и гражданское мужество. Интересующая нас тема дана вторым планом, как одна из деталей, помогающая представить степень мужества отдельных персонажей.
Одним из семи беглецов оказался еврей «малыш Бойтлер». Всего один раз мы видим этого невысокого мужчину в лагерной робе с жёлтой звездой , когда  он вместе с товарищами устремляется прочь от Вестхофена. Закадровый голос позднее скажет нам, о трагическом итоге его попытки уйти на свободу. Он спрятался в болоте, где его и обнаружила погоня. Несколько общих планов и вот его показывают уже на кресте. Другим персонажем-изгоем оказался доктор Левенштейн (Стивен Герай) к которому главный персонаж обратился с травмой руки – см кадр ниже. Характерна фраза врача перед началом осмотра – красноречивый штрих государственного антисемитизма нацистов: «В соответствии с действующим законом перед оказанием помощи я должен сказать вам, что я еврей». Тем не менее, хотя, он похоже, догадался кто его пациент, медик обработал рану. В конце фильма Георг Хайслер упомянул Левенштейна в числе тех людей, кто оказал ему помощь и перед которыми он чувствует благодарность и моральный долг. К врачу-еврею, среди прочих, относится главный моральный вывод фильма: «Я в долгу не только за их помощь, но и за то, чему они меня научили… Как бы жестоко не ударял мир по душам людей, в них есть данное Б-гом достоинство, которое проявится, если дать ему шанс. И в этом надежда человечества, вера за которую мы должны держаться, единственное что делает нашу жизнь стоящей».Седьмой2Немецкая писательница левых взглядов, еврейка Нетти Радваньи (1900 – 1983), более известна под псевдонимом Анны Зегерс. После прихода к власти гитлеровцев подвергалась репрессиям, её книги сжигались, наряду с произведениями иных знаменитых авторов. Поэтому эмигрировала сначала во Францию, а затем в США. Роман “Седьмой крест”, вышедший уже в годы Второй Мировой войны, оказался востребованным в Голливуде по причине своей яркой антифашистской направленности. Однако сделанная начинающим Фредом Циннеманом его экранизация выглядит крайне архаично. По художественным качествам она сильно уступает, его более позднему фильму с еврейской темой «Поиск» (см каталог). Режиссёр всё время сбивается на иллюстрацию текста, поданного с помощью закадрового голоса. Это губительно влияет и на выразительность и на динамику действия. Недостаток психологической насыщенности лишь частично возмещается талантом и мастерством Спенсера Трейси. В настоящее время лента имеет чисто исторический интерес, как один из образчиков раннего антифашистского кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>